Лавирование России в вопросе, связанном с Киотским протоколом, можно связывать с чем угодно, но только не с российской политикой в области сохранения климата. Распад Советского Союза в 1991 году вызвал через несколько месяцев такое сокращение выбросов в атмосферу углерода, что Россия даже при самом благоприятном варианте развития своей экономики так и не достигнет уровня выбросов, который устанавливает международный договор. Поэтому в России значительная часть промышленности выступает за протокол, желая хорошо заработать на торговле неиспользованными квотами на загрязнение.
При этом Кремль, в свою очередь, использует Киотский протокол, чтобы поссорить США и ЕС с целью усиления своего влияния на международной арене. В зависимости от необходимости он добивается поддержки в вопросах международной торговли от европейцев или крупных инвестиций в освоение сибирских месторождений нефти - от США. Для России имеет полный смысл продолжать медлить с подписанием Киотского протокола.
В ЕС, а значит и в Германии, мало что изменится, даже в случае российского «нет»: сохранение климата давно стало политической целью. Впрочем, в долгосрочном плане европейской промышленности проще со своим аргументом, что, мол, сохранение климата в силу затрат ставит крест на конкурентоспособности. Если не будет возможности пользоваться квотами отпущенными развивающимся странам, то стоимость квот выделенных ЕС, а их - ограниченное количество, будет существенно выше.
Впрочем, реальный ущерб климату грозит не в Европе, включая Россию, а в быстро развивающихся странах с переходной экономикой, таких, как Индия и Китай: без Киотского протокола там не было бы стимула вкладывать деньги в промышленное оборудование.