4 декабря 2003 года. Америка всегда страстно желала иметь надежные источники энергоносителей. В условиях ухудшения отношений с арабским миром, который имеет крупнейшие запасы нефти, Соединенные Штаты пытаются отыскать новые источники нефти в таких странах, как Венесуэла, Нигерия, Сан-Томе и Азербайджан. С уходом Саддама (Saddam) одним из важных поставщиков нефти может стать также Ирак.
Потребность в нефти настолько остра, что Соединенные Штаты зачастую закрывают глаза на проблемы управления в этих странах: коррумпированность лидеров, нарушение прав человека или блокирование любых шагов в направлении демократии. А это бездействие равносильно соучастию. Оно не усиливает, а подрывает энергетическую безопасность Америки, поскольку репрессивные режимы имеют тенденцию быть свергнутыми народом, который негодует на Соединенные Штаты за то, что те поддерживали его угнетателей.
Это один из великих парадоксов: страны, богатые природными ресурсами, имеют тенденцию к низким темпам экономического роста, наращиванию внешних долгов, ухудшению управления и большим политическим волнениям, чем их соседи, не имеющие богатых энергоресурсов.
Высокие доходы от нефти, если их не контролировать, порождают коррупцию. Нигерия, например, в последние 25 лет заработала на нефти более 250 млрд. долл. США, однако по-прежнему остается нищей. В Туркменистане доходы от экспорта природного газа зачисляются на счет в иностранном банке, который контролирует пожизненный президент страны Сапармурат Ниязов. Такого сорта правительства не становятся стабильными поставщиками энергоресурсов.
Соединенные Штаты, стремясь обеспечить энергетическую безопасность путем диверсификации источников, рискуют получить новые уязвимые места. Недавние события в Азербайджане и Казахстане, которые были названы важными новыми источниками энергоресурсов энергетической комиссией вице-президента Дика Чейни (Dick Cheney), высветили некоторые из этих рисков. В октябре президент Азербайджана Гейдар Алиев передал власть своему сыну, Ильхаму, победившему на выборах, которые большинство населения назвало сфальсифицированными, и которые были омрачены многочисленными избиениями и арестами представителей оппозиции. Что касается Казахстана, американские прокуроры заявляют, что они расследуют роль компании "ExxonMobil" в деле, где один американский консультант по нефти израсходовал 78 млн. долл. США на взятки высокопоставленным казахским официальным лицам. Аналогичное расследование проводится и в Азербайджане.
Легко себе представить, как страны Каспийского бассейна могут пойти по стопам нефтедобывающих стран Ближнего Востока и Африки, где коррумпированная элита, а вовсе не население, получает выгоду от запасов нефти. Однако Азербайджан и Казахстан, где большие деньги от нефти только начинают поступать, а также Ирак, где режим нефти еще не установился, еще могут сделать все правильно.
Азербайджан и Казахстан сделали позитивный первый шаг, создав у себя нефтяные фонды, в которых часть доходов от нефти откладывается на проекты национального развития. Однако нефтяные фонды бывают успешными только при наличии системы сдержек и противовесов, в совокупности с прозрачностью информации о доходах от нефти. Нефтяные фонды в Венесуэле и на Ближнем Востоке контролируются президентами или монархами и сокращаются по причине коррупции и плохого менеджмента.
Иракский нефтяной фонд - названный Фондом развития Ирака (Development Fund for Iraq), также может быть усовершенствован. Созданный американцами и их союзниками и одобренный в мае Организацией Объединенных Наций (ООН), этот фонд уже выплатил 1,5 млрд. долл. США. Информации о том, куда пошли эти деньги, очень мало, а американское руководство этого фонда вызывает недоверие у иракцев, равно как и у американских союзников. В Ираке, как и в других местах, народ должен следить за тем, чтобы эти фонды оставались прозрачными.
Частный сектор тоже должен внести свою лепту в прозрачность энергетической отрасли, публикуя данные о своих инвестициях в богатых природными ресурсами странах.
Включение новых нестабильных режимов в число поставщиков нефти не прибавит Соединенным Штатам энергетической безопасности. Она не может быть гарантирована режимами, которые сами находятся под угрозой свержения или вынуждены прибегать к репрессиям, чтобы остаться во власти. Энергетическая безопасность Америки возможна только в партнерстве с легитимными, избранными правительствами, которые способны превратить нефтяные богатства в лучшие условия жизни для своих граждан.