"Восстание можно совершить силами 2% активистов и 98% сочувствующих им пассивных наблюдателей" Томас Эдуард Лоуренс (Лоуренс Аравийский)
В "Стариках" - одном из лучших произведений, написанных о вьетнамской войне (оригинальное название "The Short-Timers", американский режиссер Стэнли Кубрик снял по этой книге фильм "Full Metal Jacket" - "Цельнометаллическая оболочка") - Густав Хэсфорд (Gustav Hasford) рассказывает, как молодые десантники превращаются в жестоких бойцов в условиях военного хаоса, когда оказывается, что их готовили к совершенно другой борьбе. Все полученные ими знания не помогли им справиться с невидимым врагом, не имеющим лица и расползающимся подобно смертоносному газу.
Ирак - это не Вьетнам. Но сегодня, в разгар "Черного рамадана", атакующая и защищающаяся сторона поменялись ролями: теперь нападение перешло в оборону. Перед американским контингентом стоит одна приоритетная задача: защитить самих себя от ударов сопротивляющихся иракцев, становящихся с каждым днем все беспощаднее. Цифры говорят сами за себя: если в июле на оккупационные войска было совершено 10 нападений, то сегодня этот показатель уже равен 35 - минимум 10 нападений в неделю. И это не считая столкновений с британскими, итальянскими, польскими и испанскими союзниками. Настоящий кошмар.
Стратеги державы, переживающей свой апокалипсис, вознамерились завоевать Ирак, применяя на практике аксиому маршала Фоша (Foch), согласно которой необходимо найти самое сердце, местоположение центра неприятельской силы и уничтожить его в ходе сражения. Уничтожение далось легко, потому как иракская армия, практически не мешая продвижению врага, испарились перед Багдадом, не оставляя после себя ни взорванных мостов, ни уничтоженных аэродромов.
А если это была стратегия, рассчитанная на то, что неприятель должен проникнуть вглубь страны, после чего можно будет начать длительную асимметричную войну с ним? Пришедшие в Месопотамию американцы понимают, что немедленное отступление выльется в гражданскую войну и превратит страну в подобие Ливии, то есть страна на десятки лет станет "пылающим источником волнений" во всем мире.
Теоретики сопротивления таким образом объясняют свою тактику: "Враг наступает, мы отступаем. Враг замирает, мы начинаем портить ему кровь". Один из китайских мыслителей, оставивших нам свои наблюдения о войне. Сун-Цзы (Sun Tse), советует, кроме этого, использовать слабые места сильного противника: "Избегай его силы, - пишет он, - дави на его подсознание". В соответствии с этой тактикой восставшие иракцы, стараются не попадаться на глаза противнику, а растянуть как можно шире линию пассивной обороны, что делает войну наиболее дорогостоящей.
Спираль насилия неумолимо раскручивается все сильнее и сильнее. И ответом на репрессивные меры, применяемые паравоенными формированиями, организованными оккупационными войсками, становится усиление действий со стороны сопротивления. Движимые жаждой мести захватчики дезориентированы, а потому не могут отличить своих врагов от своих "друзей". Все чаще удары наносятся по так называемым "коллаборационистам" - излюбленной мишени иракского сопротивления.
И становится очевидно, что 130 тысяч американских военных, из которых в боевых операциях может принимать участие лишь половина - 56 тысяч - уже недостаточно для обеспечения в стране порядка. Ирак превратился в новое Эльдорадо для частных охранных агентств. Посольства иностранных государств, представительства различных компаний (в основном американских и связанных с администрацией Буша), осчастливленных контрактами на участие в процессе восстановления Ирака), министерства и другие общественные учреждения охраняются тысячами наемников, взятых на службу частными охранными фирмами. Среди них, к примеру, компания "Erinys", взявшая на службу 6500 человек для охраны нефтедобывающих сооружений; "Global Risk", занимающаяся охраной членов Временного совета Ирака; "Vinnel", занимающаяся подготовкой новой иракской армии и "Olive", на плечах которой лежит охрана руководителей крупнейших американских корпораций.
С другой стороны, оккупация Ирака не только не уничтожила международный терроризм, а напротив стимулирует и подталкивает его к действиям. Свидетельством тому стали омерзительные взрывы, раздающиеся в Касабланке и Эр-Рияде, Момбасе и Стамбуле. Между тем, реализация проекта установления в Багдаде демократического правления становится с каждым днем все отдаленнее и отдаленнее. Как далеко позади остались обещания пентагоновских "соколов", заверявших всех, что оккупационные войска будут приветствоваться как освободители! Эта ошибка в прогнозах и стала причиной того, что американцы оказались в гиблом месте. Упивающимся властью идеологам Вашингтона (Чейни, Рамсфелд, Вулфовиц и Перл) не терпелось показать устрашающую американскую военную машину в действии и тем самым реализовать свою мечту о "возвращении влияния в ближневосточном регионе". Начиная с этого момента и впредь все обернулось против них.