Когда страна выбирала Думу в 1999 году, дела после обвала рубля за год до того, обстояли совсем плохо, премьером был еще только набиравший силу политик: Владимир Путин. Четыре года спустя, страна, будто, родилась заново: президент Путин, пользующийся высокой популярностью, уверенно ведет государственный корабль, прежде строптивая Дума соглашается со всеми проектами Кремля, а темпы экономического развития вызывает уважение даже у неисправимых скептиков. Эх, если бы не случай с ЮКОСом.
«До той поры, пока цена на нефть будет оставаться на уровне больше 20 долларов США, в России все будет хорошо», - говорит экономист из Свободного берлинского университета Вольфрам Шретль (Wolfram Schrettl). Но страну спасла не только высокая цена на нефть, в этом есть также заслуга и кремлевского руководства, которое снова взяло в свои руки государственные полномочия, остановило распад государства и начало проведение реформ, оценивает ситуацию Генрих Фогель (Heinrich Vogel), член правления Фонда экономики и политики (SWP).
Действительно, Кремль под руководством Путина проводил через Думу один реформаторский закон за другим. Уже летом 2000 года в рамках радикальной реформы налогового законодательства был введен единый налог на доход в размере 13%. В конце 2001 года появился благоприятный для предпринимательства Трудовой кодекс, летом 2002 года проведена земельная реформа. Параллельно правительство санировало финансы: бюджет уже четвертый год подряд выполняется с профицитом, зарубежные долги, составлявшие почти 90% внутреннего валового продукта, теперь не превышают 40% от ВВП, валютные резервы увеличились почти с нулевой отметки до 65 млрд. долларов США. Индекс акций на московском рынке ценных бумаг превысил показатели фондовых рынков всех других стран, он стал на 400% выше по отношению к уровню 1998 года. Согласно статистическим данным, есть также реальный рост экономики, за период с 1998 года он составил более одной трети. Растет покупательная способность, в этом году должен увеличиться даже объем инвестиций отечественных инвесторов. Однако, несмотря на все позитивные моменты, экономическая мощь страны все еще не достигла уровня, на котором она находилась в 1990 году, до начала реформ.
Помимо этого только сейчас начинается серьезная консолидация в банковском и финансовом секторах, практически без изменений остается ситуация с государственными монополиями, такими, как энергетика или жилищно-коммунальное хозяйство. Нет законов о конкуренции, картельного законодательства. Излишняя концентрация в энергетическом хозяйстве, три четверти всего экспорта приходится на нефть. По-прежнему широко распространена коррупция.
Тем не менее, большинство экспертов России считает, что экономическая политика держит верный путь. Правда, арест главы ЮКОСа Михаила Ходорковского вызвал появление новых сомнений в направленности и предсказуемости путинской политики. Эксперты рассматривают произвол органов юстиции в качестве доказательства того, что Путин еще далек от понимания принципов рыночной экономики: президент подвержен «типичной российской иллюзии, будто гарантировать прогресс и преобразования могут бюрократическое всевластие и всезнайство спецслужб», - говорит Фогель. А Запад позволяет успокаивать себя видимостью демократии.
Действительно, реакция западных инвесторов была спокойной. Для них ЮКОС - это отдельный эпизод. «Если это так, то я не вижу какого-то принципиального кризиса доверия», - сказал председатель Восточного комитета Немецкой экономики Клаус Мангольд (Klaus Mangold). До тех пор, пока шансы на получения большой прибыли остаются высокими, крупных инвесторов не испугаешь, поясняет Шретль. Незначительное вмешательство государства не оказывает отрицательного влияния на динамику развития экономики в России, пока высокой остается цена на нефть.
Скептики, напротив, ссылаются на внутреннюю взаимосвязь, существующую между рыночной экономикой и открытым обществом: без демократического контроля над властью и бюрократией и без наличия правовой безопасности не может появиться средний класс, предупреждает эксперт по вопросам экономики Роланд Гетц (Roland Goetz) из фонда SPW. Китай не может служить примером для Кремля. Последний в силу большой экономической зависимости от зарубежья нуждается в крупных инвестициях и в доверии. А то, что история с ЮКОСом напугала российских предпринимателей, стало ясно сразу же: снова быстро начался прекратившийся было отток капитала из страны.