Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Неудачи в России быть не может

Кремль задействовал в избирательной кампании мощный "административный ресурс"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прогнозы варьируют, хотя все согласны, что фаворит Кремля, партия "Единая Россия", выиграет наибольшее число мест, завоевав до 39% голосов. Коммунистическая партия Российской Федерации придет к финишу второй, получив где-то от 9 до 23% голосов. Националистическая Либерально-демократическая партия России Владимира Жириновского, кажется, сумеет перескочить 5-процентный порог, чтобы послать своих кандидатов в думу, а все остальные партии получат примерно 5% или того меньше голосов.

Москва, 4 декабря 2003 года (UPI). Мало у кого из нынешних правящих режимов имеются такие средства для проведения избирательной кампании, как "административный ресурс", который есть у Кремля. Еще меньше режимов, которые ставят своей целью победу любой ценой. Первое декабря было последним днем, когда социологам разрешалось проводить опросы общественного мнения и прогнозировать результаты думских выборов. Прогнозы варьируют, хотя все согласны, что фаворит Кремля, партия "Единая Россия", выиграет наибольшее число мест, завоевав до 39% голосов. Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) придет к финишу второй, получив где-то от 9 до 23% голосов. Националистическая Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) Владимира Жириновского, кажется, сумеет перескочить 5-процентный порог, чтобы послать своих кандидатов в думу, а все остальные партии получат примерно 5% или того меньше голосов. Кремль проделал примечательную работу: в сентябре уровень поддержки "Единой России" был около 18%. С тех пор платформа этой партии не изменилась, но зато поменялась тактика Кремля.

Кремль использует массу приемов, чтобы гарантировать, что дума нового состава будет не менее, а может, и более дружественной к нему, чем нынешняя. Репертуар приемов избирательной стратегии Кремля следующий.

Во-первых, использование бесспорной популярности Путина как зонтика для избранной "партии власти". Сформированное у общественности представление, что российский президент стоит над политикой, позволяет ему поддерживать политическую партию (или партии), не ставя под удар свой рейтинг одобрения. Открытая и сильная поддержка Путиным этой партии не только на съезде "Единой России", но также и во время пространного интервью с журналистами 29 ноября, которое транслировалось в телеэфире в прайм-тайм, доказывает, что "Единая Россия" может рассчитывать на его покровительство.

Другим приемом Кремля является отвлечение внимания оппозиции. Это было сделано во время только что закончившейся сессии думы. "Единая Россия" и ее союзники господствовали в повестке законодательного органа. Когда голосование уже состоялось, как это было на прошлой неделе, когда дума приняла целую серию законодательных актов, оппозиция временами выражала свое несогласие, но не особенно сильно. Это работало на нее в глазах электората, который слабо осведомлен о том, что происходит в стенах парламента. Внешняя политика тоже является ценным инструментом. Поскольку президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) ищет союзников, которые помогли бы Америке в ее усилиях по стабилизации обстановки и восстановлению Ирака, Путин показал, что Россия является международным игроком, с которым следует считаться. Путин не пошел на уступки Бушу во время своего недавнего визита в Кэмп-Дэвид, штат Мэриленд. Его дружеская, но твердая позиция лишила оппозиционные партии возможности утверждать, что Путин не защищает национальные интересы своей страны.

Преследование популистской повестки также является одним из приемов избирательной кампании. Накануне выборов стало ясно, что многие российские реформы затормозились. Лучшим свидетельством этому служит решение отложить реформирование гиганта "Газпром". Кремль не только хочет сберечь эту огромную денежную корову для себя, но он также не заинтересован в том, чтобы вызвать антагонизм потенциального электората более высокими ценами на природный газ.

Нападки на "ЮКОС", другой энергетический гигант, и на олигархию России тоже являются популистской тактикой напоминания избирателям, что некоторые члены нынешней политической элиты исключительно недовольны тем, каким образом некоторые чрезвычайно богатые личности сумели ухватить и контролировать значительную часть экономики. Телевизионная передача о вызове в Генеральную прокуратуру РФ одного из российских миллиардеров, вероятно, более ценна для Кремля, чем любая агитационная кампания "Единой России". Многие на Западе пришли в ужас, увидев кадры ареста вооруженными людьми в масках бывшего генерального исполнительного директора "ЮКОСа" Михаила Ходорковского, однако многие россияне аплодировали этому, как свидетельству антикоррупционного похода Путина.

Другой хитрой тактикой, которая используется в нынешней избирательной кампании, является размывание понятия "оппозиция". Сергей Глазьев сильно эпатировал СМИ, когда объявил о своем решении расстаться с коммунистами и сформировать партию "левых патриотов" под названием "Родина".

Представляется несомненным, что многие избиратели симпатизируют партии, которая фокусируется на этой идеологической платформе. Однако у многих остается сомнение: насколько независим Глазьев, не является ли он пешкой Кремля? Кремлю наверняка нравится то, что пресса продолжает публиковать спекулятивные размышления в связи с выходом Глазьева из коммунистической партии.

Другим приемом Кремля является попытка избежать привлечения внимания к своим неудачам. Чечня является самым очевидным свидетельством неудачи кремлевской политики при Путине. Неспособность принести мир в этот беспокойный регион заставляет Кремль прибегать к экстремальным мерам.

На выборах в Чечне Кремль создал такие условия, что его предпочтительный кандидат в президенты Ахмад Кадыров победил, практически не имея соперников. Жесткая тактика в Чечне позволила правительству Путина получить дивиденды за рубежом.

Поскольку Буш больше не выступает с сильными возражениями в отношении чеченской политики Кремля, Путин смог заявить о своеобразной победе также и в российских СМИ, которые приглушили свою критику правительства по вопросу Чечни. Здесь большую роль сыграл новый закон о СМИ, запрещающий журналистам освещать многие аспекты избирательной кампании и выдвинутые кандидатуры.

Даже недавние теледебаты обернулись на пользу Кремлю. "Единая Россия" отказалась в них участвовать, а остальные партии наскучили электорату своими бессмысленными обвинениями в отношении того, кто "потерял" Россию в 1990-е годы, вместо того чтобы затрагивать нынешние актуальные проблемы и обсуждать, каким должно стать будущее России. "Единая Россия" в определенном смысле выиграла все дебаты, показав, что не желает заниматься политиканством.

К новой кремлевской избирательной стратегии следует причислить и изменение правил. Кремль ограничил также свободу слова законодателей. Совет Федерации одно время призывал запретить членам думы делать публичные заявления по вопросу внешней политики России.

Еще более кричащим является отказ некоторым лицам в регистрации в качестве кандидата "по техническим причинам". К примеру, не пустили в кандидаты Александра Руцкого и Юрия Скуратова.

С сентября Кремль и "Единая Россия" многому научились по части проведения избирательной кампании нестандартными способами. Москва и значительная часть России заклеена плакатами, где показана поддержка Путина "единороссами", хотя не сказано ни слова о платформе этой партии. "Единая Россия" игнорирует оппозицию. Путин высказывается о достоинствах только одной партии, получая максимальное освещение в СМИ. Возникает вопрос, не этот ли тип демократии надеются легитимизировать в России "Единая Россия" и Путин 7 декабря? Если это так, тогда следует усомниться в ценности выборов в России и в эксперименте этой страны с демократией.