Похоже, что Россия начала бороться за свое отличие от других. Результаты состоявшихся вчера выборов стали тому еще одним подтверждением: триумф "Единой России" и практически полное отстранение от власти либеральной оппозиции. Можно с полной уверенностью утверждать, что единственным победителем на выборах стал популизм. Подвергающиеся гонениям после ареста Михаила Ходорковского и не имеющие никакого веса в Парламенте либералы-западники из "Яблока" и "Союза Правых Сил" в который раз убедились, что их идеи не находят практически никакого отклика в обществе, предрасположенном к популистскому авторитаризму. Сделав свой выбор в пользу опасного сосредоточения власти в одних руках - этой новой "интеллигенции", состоящей из бывших сотрудников КГБ, бесспорным лидером которой является всемогущий Владимир Путин, Россия еще дальше отошла от политических традиций Запада.
Новый российский популизм частично отличается от популизма, описанного Исаией Берлином (Isaiah Berlin), в работе о политических течениях в России второй половины XIX-го столетия. Новый российский популизм покоится на идее великого прошлого страны, но при этом отождествление себя с советской империей окутано ореолом национализма, благодаря чему все течение приобретает черты славянофильства. Для его последователей (а это практически все представители парламентского спектра) существует лишь одна задача: какими угодно способами защитить, накормить и одеть русский народ. Все прочие стремления оказываются подчиненными этой цели, потому как русский народ - некое мистическое тело, которое должно быть защищено от бесконечного числа угроз, надвигающихся с другой стороны растянутых границ страны.
Как явствует из результатов состоявшихся выборов, Россия так и не пожелала приобщиться к либеральной цивилизации. Большинство голосов, отданных за партию Путина - а вместе с ним и за коммунистов Зюганова, и экстремистов Жириновского - свидетельствует о том, что россияне не доверяют социально-экономическим эффектам, ассоциирующимся как с соблюдением основных прав, так и с созданием обстановки юридической стабильности, гарантирующей сохранность собственности и развитие рынка свободного от вмешательства государства. Указанный факт вкупе с тем обстоятельством, что общество приветствует урезание свободы слова или заключение под стражу кого-то из новых русских, сколотивших себе состояние в период приватизаций, позволяет предположить, что на данный момент Россия отклонилась от пути, ведущего к созданию модели открытого общества, сделав выбор в пользу авторитарного национализма и популизма.
И до тех пор, пока достигнутым за последние годы стабильности и процветанию не угрожает снижение цен на нефть и объемов иностранных инвестиций, российский народ большинством голосов будет продолжать поддерживать режим личной власти президента Путина. Состоявшиеся вчера выборы депутатов показали, что укрепивший свои позиции в Думе российский президент является единственной реальной силой в России, до сих пор переживающей последствия коммунистического тоталитаризма и того маразма, в который страна впала после падения "железного занавеса" и территориального раскола Советского Союза.
До тех пор, пока не зарубцуются раны прошлого, русский народ так и будет пребывать в состоянии эмоциональной исключительности - причины концентрации власти - и культивировать реваншистский национализм, стремящийся вернуть России былую славу. На настоящий момент демократическая консолидация будет отложена, потому как у нее нет никакой надежды, кроме надежды на волю самого хозяина Кремля. Над будущим России витает призрак цезаризма.