9 декабря 2003 года. Для российского президента Владимира Путина воскресные парламентские выборы стали триумфом. Но для дела политических свобод в России это было серьезное поражение. Собранные Кремлем в единый кулак силы авторитаризма еще глубже продвинулись на территорию, которую когда-то занимала демократия. Пропутинская партия "Единая Россия" выиграла даже с еще большим отрывом, чем прогнозировалось. Коммунисты, единственная неподконтрольная Кремлю политическая группировка, были сокрушены. Многие из их сторонников переметнулись к двум тесно связанным с г-ном Путиным националистическим партиям, Либерально-демократической партии России (ЛДПР) Владимира Жириновского и "Родине". Либералы, давно уже оттесненные в сторонку, было и вовсе выметены из думы.
Сторонники г-на Путина, возможно, добились бы победы и без всяких политических манипуляций. Такова популярность президента, которую он заслужил, восстановив порядок после хаотичных ельцинских лет. Но, как отмечают независимые наблюдатели из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), власти коррумпировали эти выборы своим контролем над административной машиной и средствами массовой информации (СМИ). Таким путем они создали самый лояльный и самый националистический парламент с момента краха коммунизма.
Г-н Путин теперь едва ли встретится с серьезными вызовами на президентских выборах следующей весной. Он имеет возможность консолидировать свою власть и изменить Конституцию РФ, чтобы остаться на третий президентский срок после 2008 года. Он может использовать свой возросший авторитет для проведения очень необходимых политических и экономических реформ. Но, поскольку в думе не стало либералов, давление на него в пользу ускорения либерализации экономики ослабнет.
У националистов другие приоритеты. В экономике они всецело поддерживают нападки президента на богатейшего человека России Михаила Ходорковского, который заключен под стражу по обвинениям в мошенничестве и в уклонении от уплаты налогов. Они хотят, чтобы г-н Путин пошел дальше и арестовал остальных олигархов, отнял у них собственность и перераспределил доходы. Подобная кампания погубила бы инвестиции и подорвала надежды г-на Путина на ускорение экономического роста.
Иностранные компании могли бы столкнуться с трудными для себя временами. Даже в 1990-е годы, когда Россия была наиболее открытой, многонациональные корпорации страдали от ксенофобных нападок. При усилившемся национализме в думе враждебность может возрасти.
Во внутренней политике новая дума едва ли станет бороться за свободу СМИ или за демократические права. Не станет она и ставить под сомнение жесткую чеченскую политику президента. Во внешней политике ее влияние будет ограниченным, поскольку внешняя политика является прерогативой президента. Тесные связи г-на Путина с Соединенными Штатами и его поддержка глобальной войны с терроризмом почти наверняка не изменятся. Но он вполне может стать более громкоголосым в вопросах, которые более близки его стране - например, американского влияния в Грузии. Для националистов восстановление господства России на территории бывшего Советского Союза является одной из главных целей.
Как президент, г-н Путин часто имеет возможность обойти думу. Но как человек, который стремится к популярности, он едва ли станет игнорировать мнения нового законодательного собрания.