Le Figaro публикует комментарий заместителя главного редактора газеты Шарля Ламброскини под заголовком «Тайна России остается неразгаданной». Автор, в частности, отмечает: "Парламентские выборы, состоявшиеся в воскресенье, не стали образцом демократии. После этого нового триумфа Владимира Путина остается нераскрытой тайна: знаменуют ли итоги выборов конец десятилетия незрелой демократии или же они являются лишь этапом на пути к подлинной демократии? Именно усталостью избирателей объясняется тот факт, что большинство из них отдали свои голоса за прокремлевские партии.
В сознании избирателей понятие демократических свобод ассоциируется лишь с хаосом, который привел к тому, что выплата зарплаты задерживается, а в разгар зимы в домах порой отсутствуют свет и отопление. Хаос - это также чеченский терроризм и развал империи. Чтобы убедить избирателей, президент Путин не раз напоминал им давно известное популистское заявление Ленина: «Коммунизм, это - советская власть плюс электрификация страны».
Путин одержал победу, провозгласив себя сторонником восстановления в стране порядка. Он повел борьбу против олигархов, которые создали себе политический капитал, и заявил, что хочет вернуть народу богатства, которые эти плутоватые бароны у него украли. Он также обвинил журналистов в попытке играть роль теневой власти и обязал руководителей СМИ следовать инструкциям, ограничивающим права газет и телеканалов. Под аплодисменты Путин показал свою безжалостность по отношению к чеченцам. Отвергнув возможность переговоров с мятежниками, он тем самым способствовал увеличению опасности терактов.
Главная задача состоит в том, чтобы доказать общественному мнению страны, что Кремль не уступит шантажу насилия. В то же время Путин умело использовал ностальгию россиян по былому величию страны. Путин внес свою лепту в заговор, который произошел в Грузии и привел к бегству президента Шеварднадзе. Путин поссорился с Украиной из-за спора вокруг острова Тузла, а также демонстративно показал свое недовольство по поводу военного присутствия США в Киргизии.
К успехам в ближнем зарубежье Путин добавил также достижения на международной арене. Он стал союзником Запада в войне против исламского терроризма, превратившись в партнера НАТО и Евросоюза. Джордж Буш даже простил Путина за то, что тот пошел на альянс с Жаком Шираком и Герхардом Шредером, чтобы выступить против войны США в Ираке.
Хладнокровный Путин дает понять, что классическая демократия не подходит для огромной России, где существует мозаика народов, разбросанных на десятке часовых поясов. Россию всегда преследует страх вакуума, который преодолевается лишь путем установления жесткого контроля. Вот почему в политике Путина мы наблюдаем синтез между Востоком и Западом. Путин - самодержец. Но его избрал народ.
Тему анализа итогов выборов в Госдуму продолжает обозреватель Le Figaro Лор Мандевиль. В комментарии под заголовком «Риск дрейфа в сторону имперской политики», в частности, подчеркивается: «После триумфа «пехотинцев» Владимира Путина в Госдуме, достигнутого на фоне тяжелого поражения либералов и коммунистов, Россия перевернула новую страницу своей истории, избавившись от всех форм парламентской оппозиции, достойной этого имени. Политики, которые воплощали демократическое и прозападное лицо российской политики, вынуждены отойти на второй план. Компартия тоже превратилась в партию-маргинала.
Настал час бесхребетных личностей всех мастей, единственное кредо которых - лояльность по отношению к царю. Грандиозный план по вытеснению оппозиции и промыванию мозгов, подготовленный на кухне в Кремле во время избирательной кампании, превзошел все ожидания. Многие страны, в том числе Франция, утешают себя мыслью о том, что Россия не созрела для демократии и что жесткий реформатор Путин, возможно, является не самым худшим вариантом. Но стоит ли забывать, что неограниченная власть почти всегда превращает правителей в тиранов?
Считается, что Путин призван предотвратить хаос, но на деле он может выковать лицо нового политического Франкенштейна. Только что избранная Госдума является по сути только одним из элементов этого странного процесса восстановления хищной власти в России, который был запущен сразу после прихода к власти Владимира Путина. Этот процесс реставрации идет под лозунгом реализации благих намерений - вернуть России достойное место в мире, очистить государство от влияния мафиозных кланов, перераспределить богатства страны. Однако на деле процесс блокирован по всем этим азимутам: Чечня, судебная система, регионы, парламент, СМИ . . .
В стране возрождается страх, равно как льстивые рефлексы. Главные редакторы, губернаторы, судьи - все стараются «прогибаться» на политической сцене, настолько зачищенной, что возникает головокружение. Конечно, речь не идет о восстановлении советского коммунизма. Система российской власти превратилась, скорее всего, в хищнический в капитализм, который находится под опекой государства. Но возвращение к принудительным методам советского прошлого весьма очевидно в этом растерянном и доведенном до нищеты обществе, которое все еще считает, что Сталин, Ленин и Дзержинский являются положительными героями.
Оппозиция надоела? Разгромить. Упрямый олигарх? Посадить в тюрьму. Под лозунгом перераспределения благ посткоммунистическая Россия готова вновь начать войну против бизнесменов, что может привести к бегству капиталов. Один из российских олигархов опасается, что отныне частная собственность надолго будет оставаться «в опасности». Имеются достаточно тревожные признаки развития ситуации по «белорусскому сценарию», при котором устанавливается авторитарный и националистский режим личной власти президента, подобный режиму Лукашенко.
В Москве также настойчиво говорят о возможности изменения Конституции, что позволило бы Путину баллотироваться на третий президентский срок. Эксперты утверждают, что надо готовиться также к усилению вмешательства государства в экономику и - почему бы нет - к частичной ренационализации. По их мнению, в случае реализации такого сценария Россия будет обречена на застой, и тогда ей придется совершить дрейф в сторону имперского национализма.
Такой поворот тем более вероятен, что Запад ненамного критично настроен по отношению к Путину, чем новый состав Госдумы. ОБСЕ и Вашингтон только что проснулись. «Мы надеялись, стать как вы, но оказалось, что это вы становитесь такими, как мы», - заявил недавно демократ Григорий Явлинский, обращаясь к Западу.