Вашингтон, 10 декабря 2003 года. Владимир Путин и его когорта ка-гэ-бэшников, поставив под контроль средства массовой информации (СМИ) и захватив источники финансирования политической оппозиции, восстановили в России однопартийное правление.
На этой неделе коррумпированные российские выборы утвердили во власти "силовиков" и проложили дорогу к тому, чтобы Путин весной следующего года стал пожизненным президентом. Кратковременный эксперимент России с демократией практически умер.
Результаты голосования рассказывают не всю историю. Путинская партия - скорее собрание правительственных чиновников, чем независимая организация - выиграла половину мест в думе. Старая компартия раскололась на две группировки, причем ее "охвостье" теперь находится в путинском лагере. Националисты, сплотившиеся вокруг грубого Владимира Жириновского, сегодня тоже салютуют "силовикам".
То, что осталось от либеральной оппозиции, это пена. Главным образом в силу того, что демократические реформаторы Григорий Явлинский, Борис Немцов и Анатолий Чубайс не сумели объединиться, никакая партия с демократическими идеалами не смогла преодолеть 5-процентного порога, чтобы остаться в думе. Комиссар "силовиков" сардонически попрощался с либеральными реформаторами, заявив: "Их историческая миссия завершена".
Существуют две причины триумфа путинского Кремля над оппозицией, которая пытается выстроить подлинную демократию: деньги и СМИ.
Деньги, необходимые для создания партий и проведения кампаний против действующего правительства, поступали из дурно пахнущего, надо признать, источника: богатые олигархи изо всех сил пытались защитить свои приобретенные нечестными путями состояния от конфискации государством. Путин выгнал из страны многих олигархов, а за месяц до выборов посадил в тюрьму самого крупного из них. Это не только обрадовало большинство населения, но также обрекло политическую оппозицию на безденежье.
Более важным для захвата власти одной партией был железный контроль над главными СМИ. Мы в очередной раз убеждаемся, что не может быть демократии без громкоголосой и свободной прессы. Путин постарался, чтобы в России больше не существовало свободы прессы. В результате все, что россияне видят по телевизору и читают в крупных газетах, это восхваление правящего режима.
Диссидентство подавляется более тонко, чем в коммунистическую эпоху. Кандидатов, которые осмеливаются высказываться против путинского правления, не ссылают в промерзлые сибирские края - их просто "замораживают", то есть лишают возможности рекламировать себя на крупных рынках СМИ. Противников когорты ка-гэ-бэшников не ссылают в ГУЛАГ - их голоса глушат СМИ, которые снова стали средством правительственной пропаганды.
Когда сотни внешних наблюдателей сообщили о злоупотреблениях властью со стороны людей Путина, поставленных контролировать выборы, и когда Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) осудила "регресс в процессе демократизации", Путин заявил, что были проведены "свободные, честные и демократичные" выборы (фактически, единственным проявлением демократии была низкая явка избирателей).
Что нужно сделать?
"Большая Восьмерка" не должна больше терпеть в своих рядах авторитарную Россию. Франция и Германия ныне введены в заблуждение их избранными лидерами, которые являются антиамериканскими и лицемерными в своем желании захватить Европу, но все-таки это демократические страны, чьи народы способны поменять своих правителей. Россия доказывает, что она на это не способна.
А потому забудьте о том, чтобы сделать репрессивную Россию "мостиком" к европейским голосам в Организации Объединенных Наций (ООН). И забудьте о том, чтобы убедить Россию оказать помощь в восстановлении порядка в Ираке и при этом не разрушить надежд на политическую свободу в этой стране. Поскольку в России развивается путинизм - репрессивное правление с помощью денег и контроля над СМИ - такой пример менее всего требуется Ираку.
Мы можем реалистично подходить к нашим отношениям с возрождающейся российской автократией. Хотя ее население сокращается (россиян стало вдвое меньше, чем американцев), а ее Новый Человек пьет старую водку из новых бутылок, Россия остается ядерной державой с империалистическими притязаниями в отношении своего "ближнего зарубежья".
Поскольку американцы стремятся экспортировать демократию, нам следует извлечь очевидный урок по части власти и свободы из тревожащего успеха культа Путина: концентрация власти над СМИ, а также контроль над деньгами в политике со стороны действующего правительства дает политической клике возможность концентрировать свою власть. Нам необходимо бороться с этим повсюду. Свобода обретает безопасность в количествах; для демократии лучше всего защищать разнообразие.