Один из самых влиятельных еженедельников Франции - L'Express публикует в номере за 11 декабря комментарий обозревателя Бернара Гетта под заголовком «Россия превращается в страну третьего мира». В публикации, в частности, отмечается:
"Это не возвращение назад, а скачок в направлении стран третьего мира. Как и прогнозировалось, партии, созданные Владимиром Путиным и «раскрученные» его телеканалами, победили, а в парламенте не осталось внушающей доверие оппозиции. Все это создает впечатление, что Россия возвращается в советский период. Однако история не повторяется.
Россия не вернется к временам коллективизма, так как ее руководители больше не верят этой системе, к тому же у них нет возможности ее восстановить. Они не предпримут попытки национализировать крупные частные компании, так как от последних зависит их личное благополучие. Россия также не вернется к временам монополии единственной партии. Владимир Путин и его друзья из бывшего КГБ обладают всей полнотой власти в стране, и они ничего не теряют от политического плюрализма, который в глазах международного сообщества придает им видимость респектабельности.
Тоталитаризм в России приказал долго жить, но в этой стране возрождается страх, господствует произвол, судебная власть подчиняется приказам «сверху», а свобода печати остается ограниченной. После многих веков абсолютизма, семидесяти лет коммунизма и пятнадцати лет обманутых ожиданий крупнейшая по территории страна мира движется в направлении президентского режима, который типичен для стран третьего мира.
Как и в странах третьего мира, в России устанавливается автократия, процветают клановость и коррупция, а частные компании сильно зависят от политической власти. К тому же большая часть доходов казны обеспечивается за счет экспорта природных ресурсов. Самое печальное состоит в том, что Кремлю даже не понадобилось фальсифицировать итоги голосования. Эти результаты, позволившие президенту создать в Госдуме конституционное большинство, отражают реальность.
Сегодня россияне доверяют Владимиру Путину, а не демократии. За 12 лет, прошедших после распада СССР, демократия стала ассоциироваться в их сознании с национальным унижением, уменьшением территории их страны, узаконенным грабежом и социальным неравенством. Под предлогом «приватизации» все лакомые куски госсобственности были поделены между представителями «семьи Ельцина», которые превратились в долларовых миллиардеров.
Распад СССР не только лишил Россию территорий, которые ей принадлежали еще задолго до коммунистического режима. В результате распада СССР в бывших советских республиках к власти пришли бывшие партийные функционеры, которые превратили эти в страны в свою вотчину. За исключением прибалтийских стран, во всех бывших советских республиках установилась клептократия, при которой перестала существовать система социальных гарантий, а пенсионеры оказались в нищете.
Это был «рынок»! Это была «демократия»! И это был «конец последней империи»! Запад аплодировал, но эта «шоковая терапия» без терапии оказалась настолько жестокой и дикой, что Владимир Путин вынужден считаться с общественным мнением, в котором усиливаются национализм, ненависть к капитализму и глубокая враждебность к Западу".
В номере за 11 декабря умеренно левая французская газета Liberation публикует комментарий бывшего главного редактора этого издания Жака Амальрика. В комментарии под заголовком «Спектр «великорусской» политики», в частности отмечается:
«Много уже сказано и написано о победе на воскресных выборах в Госдуму трех прокремлевских партий, о поражении либеральных партий «Яблоко» и СПС, а также о более чем спорных приемах властей, которые еще задолго до начала избирательной кампании лишили оппозицию возможности участвовать в борьбе на равных условиях.
США и ОБСЕ могут говорить об «управляемой демократии» Путина, но они не могут отрицать, что усиление режима личной власти хозяина Кремля происходит на фоне роста российского национализма, который требует проведения «великорусской» политики. Поэтому не удивительно, что в ряде бывших советских республик результаты выборов в Госдуму были восприняты настороженно. Это и понятно: теперь можно ожидать ужесточения политики Москвы в отношении стран СНГ. Вот уже несколько месяцев Кремль ведет наступление в направлении Грузии, Молдовы, Белоруссии и Украины.
Угроза для Грузии вполне реальна. Вполне вероятно, что после избрания в январе 2004 года нового президента этой страны ее автономии (Абхазия, Аджария и Южная Осетия) провозгласят свою независимость и попадут в вассальную зависимость от Кремля. Среди других рычагов давления на Грузию - зависимость последней от поставок российских энергоресурсов, а также присутствие на ее территории двух российских военных баз. В 1999 году Москва обязалась вывести эти войска в 2003 году, но сегодня она отказалась выполнить свои обязательства, несмотря на напоминание со стороны главы Пентагона Рамсфелда.
Такой же сценарий федерализации Москва реализует в Молдове, где небольшая территория при помощи 14-й Советской армии де-факто отделилась от этой республики. Такая ситуация длится уже более десяти лет, и Приднестровье превратилось в настоящее полицейское государство, которое пока никем не признано, но пользуется поддержкой Москвы. В 1999 году Россия обязалась вывести из Молдовы свои войска, но позже отказалась выполнить свое обещание. Пока России не удалось добиться со стороны Кишинева одобрения идеи создания федерации, в которую на равных правах вошли бы Молдова и Приднестровье. Этот проект был также отвергнут на саммите ЕС в Маастрихте. И тем не менее Россия пока не сказала своего последнего слова.
Одновременно Москва готовится создать «Союз» с белорусским тираном Лукашенко. Согласно плану, уже в 2005 году российский рубль получит право хождения на территории Белоруссии. Уже сегодня некоторые эксперты высказывают предположение, что после завершения второго президентского срока в 2008 году Путин не станет баллотироваться на третий срок, а займет пост президента Союза России и Белоруссии.
Соседняя Украина, где авторитет президента Кучмы подорван, также подвергается давлению со стороны России. В сентябре Путин предложил Украине наряду с Казахстаном и Белоруссией войти в общее экономическое пространство, то есть передать часть своего суверенитета межгосударственной структуре, которую контролирует Россия. А уже через несколько дней, без предварительного оповещения, российский флот начал строительство плотины, призванной аннексировать стратегически важный украинский остров на Черном море. После протестов Киева эти работы были приостановлены, но Кучма согласился начать переговоры, в том числе и по Азовскому морю, где имеются месторождения нефти.
Итак, ведется настоящая политика «большой дубинки», которая приведет к осложнению российско-американских отношений. Европа же пока занимает позицию стороннего наблюдателя, которого происходящее не касается.