За свою победу в Ираке, которая привела к хаосу в этой стране и приблизила нас к мировому беспорядку, Джордж Буш, бесспорно, мог бы стать победителем в номинации «Человек 2003-го года». В течение 11-ти минувших месяцев никто другой не занимал столько места на первых полосах газет. Другой его подвиг состоит в том, что ему удалось примирить противников и сторонников американского военного вмешательства в Багдаде. И те, и другие едины теперь в оценке ситуации, которая с каждым днем ухудшается.
При этом противники войны злорадствуют и говорят, что нынешний хаос в Ираке стал логичным следствием американского вторжения в эту страну. Сторонники войны утверждают, что эта война против одиозного режима Саддама Хусейна могла бы быть более успешной, если бы США подготовили эффективный план послевоенного восстановления стабильности в Ираке. Между тем список жертв войны продолжает расти.
Конечно, цель войны была благородной - искоренить терроризм, нейтрализуя страны, которые его поддерживают. Буш обещал, что сразу после войны наступят мир и демократия, причем не только в Ираке, но и во всем регионе. Однако Буш не прислушался к предостережениям со стороны ООН и президента Ширака, которые предупреждали его об опасных последствиях войны.
Теперь, похоже, растущие потери в рядах американской армии усилили готовность президента США к компромиссу. Буш обещает до 30 июня 2004 года передать власть в Ираке временному правительству, а в 2005 году организовать в стране референдум и парламентские выборы. Голос разума, наконец, восторжествовал. Но, возможно, слишком поздно. Теракты в Стамбуле доказывают провал крестового похода Буша против терроризма.
Первая имперская война века, нарушившая нормы международного права и начавшаяся без учета мнения ООН, НАТО и Евросоюза, вызвала гнев мусульман всего мира, причем и суннитов, и шиитов. В ходе основной фазы войны, в период с 19 марта по 1 мая, было убито 13 тысяч иракцев, среди которых 4 тысяч 300 гражданских лиц. Однако люди продолжают гибнуть и в послевоенный период. В стране нарастает партизанское движение, и теперь потери растут также среди войск союзников.
Иракские повстанцы сбивают ракетами военные вертолеты, взрывают машины, начиненные взрывчаткой, ведут прицельную стрельбу по отелям, комиссариатам и казармам, где находятся войска экспедиционного корпуса США и их союзников. За три недели ноября в результате действий партизан было убито около 60 американских и итальянских солдат, а также 7 агентов испанских спецслужб и 2 японских дипломата.
Примечательно, что в послевоенное время в Ираке убито вдвое больше американских военнослужащих, чем в ходе самой войны. Причем даже за пределами Ирака ненависть по отношению к Америке и Западу распространяется стремительно. Никогда ранее после 11 сентября 2001 года акции террористов «Аль-Каиды» и других исламских организаций не были такими грозными.
Буш обещал мир и демократию на Ближнем Востоке. Однако, похоже, вместо этого он толкает нас к смертельной пропасти. В ноябре исламисты совершили три страшных теракта - в Эр-Рияде, Касабланке и Стамбуле. Причем в качестве мишеней терактов были выбраны синагога, штаб ООН и британское консульство. Все это красноречиво свидетельствует о провале антитеррористического наступления и крестового похода против «сил Зла», который вот уже более двух лет возглавляет лидер самой мощной сверхдержавы мира.
«Война в Ираке спровоцировала активизацию исламских группировок «Джихад», ХАМАС, Бригады мучеников «Аль-Акса», - отмечает Роберт Байер, бывший специалист ЦРУ по борьбе с исламскими экстремистскими движениями. Теперь можно предположить, что война неоконсервативных идеалистов Вашингтона, мечтавших установить на Ближнем Востоке Рax Аmericana, приведет к установлению в Ираке не светского режима, а - коалиции воинственных исламистов и националистов.
Такая коалиция, в которой, скорее всего, будут доминировать шииты, может оказаться еще более опасной для региона, чем баасисткий режим, свергнутый войсками США. Пока же Ирак, как и Афганистан Бен Ладена, является страной, где происходит вербовка террористов, которые запасаются взрывчаткой и боеприпасами, пусковыми установками и реактивным оружием, гранатами и автоматами Калашникова.
Так что стратеги Джорджа Буша совершили фатальную ошибку. Сосредоточив все силы на поисках в Ираке оружия массового поражения, американские войска позволили повстанцам перехватить целый арсенал обычного оружия, большая часть которого, по данным западных спецслужб, уже пересекла границы Ирака. Именно за эти тактические или психологические ошибки расплачивается сегодня международное сообщество.
Просчеты в стратегии Буша были видны во всем. К примеру, ошибкой было решение водрузить в Багдаде после падения режима Саддама не иракский флаг, а звездно-полосатый флаг США. Причем этот эпизод снимали видеокамеры, и его увидели во всем мире. Ошибкой также было решение командования американской армии не препятствовать мародерам, которые разграбили в Багдаде официальные здания, музеи, казармы и магазины.
Эта неподготовленность, эта импровизация войны в Ираке объясняются также мессианским характером «крестового похода» Буша, который действует от имени сил Добра. Жак Ширак вспоминает, как еще до конфликта американский президент заявил ему в ходе телефонного разговора: «Моими действиями управляет Всевышний». «В политике Буша наблюдается излишняя импульсивность», - отмечает Брюс Бьюкенен, профессор Техасского университета, который внимательно изучает деятельность Джорджа Буша. Эта импульсивность свойственна и окружению Буша. Например, заместитель главы Пентагона Пол Вольфовиц был убежден в причастности Саддама Хусейна к терактам 11 сентября и требовал его немедленного наказания.
Сегодня многие наблюдатели задаются вопросом о том, как повлияет ситуация в Ираке на предвыборную кампанию в США. За год до президентских выборов ноября 2004 года лишь 51% американцев придерживаются положительного мнения о хозяине Белого дома, в то время как после терактов 11 сентября 2001 года его поддерживали без малого 83 % жителей США. Теперь Буш пытается повысить свой рейтинг за счет популистских шагов.
Так, 27 ноября, в День Благодарения он совершил тайный визит в Багдад. Этот молниеносный трехчасовой визит, в ходе которого Буш позировал перед фотокамерами и объективами телекамер, вызвал, конечно, воодушевление у американского народа. Но этот визит усилил также озлобление иракцев, которые расценили его приезд в страну как провокацию. Сегодня 31% американцев считают, что у Буша нет четкого плана относительно будущего Ирака. Американцы обеспокоены ростом терактов в мире, которые совершают сторонники «Аль-Каиды».
И все же Буш пока имеет неплохие шансы для переизбрания на второй президентский срок. Будет ли он во время этого второго вероятного мандата проводить более обдуманную политику и извлечет ли уроки из прошлых ошибок, проявит ли осторожность в своих суждениях и своих стратегических решениях? Или же, напротив, он осуществит ряд карательных операций в Иране, в Сирии или в Северной Корее?