Оппозиционные политики - член ХДС Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schaeuble) и член СвДП Вольфганг Герхардт (Wolfgang Gerhardt) - обвинили канцлера Германии в том, что тот-де в политике в отношении России придерживается других критериев, чем в отношении США. Оба в этой связи говорили о «двойной морали», которой следует правительство Германии.
Шойбле сказал корреспонденту нашей газеты, что если это вызывает одобрение, то с большим пристрастием "обвиняют и ругают" Вашингтон. Создается впечатление, что президент Буш (Bush) превратился в «козла отпущения» за то, что ситуация в настоящее время развивается не лучшим образом. Россию, по словам Шойбле, «канцлер не трогает, хотя действия Кремля на Кавказе и в период предвыборной кампании для всех, для кого важны права человека, вызывают серьезный вопрос, а продолжает ли страна идти по пути демократизации».
Это ни в коей мере не означает, что политика Вашингтона не подлежит критике, когда, например, противникам войны в Ираке отказывается в крупных контрактах, подчеркнул Шойбле. Действия канцлера разоблачают, что немалые амбиции его коалиции, направленные на превращение проблемы прав человека в критерий любой политики, являются всего лишь средством для достижения цели. То, что он, тем самым, в отношениях со своими союзниками по коалиции «уходит от этого, красноречиво говорит о положении дел у красно-зеленых».
Герхардт говорил о «заставляющих задуматься изменениях» в политике правительства Германии в отношении России: «Раньше мы были партнерами России, не стеснявшимися критиковать ее, если было что-то не так на пути преобразований в направлении создания правового государства, демократии социальной рыночной экономики». Теперь канцлера интересует только стабильность режима своего друга и «партнера по оси» Путина: «Это привело к тому, что в отношении Москвы исчезла всякая критика». Президент Буш, наоборот, получает от Шредера «оплеухи».
«Эта двойная мораль не может считаться новой немецкой политикой», - сказал Герхардт. Он потребовал от правительства, чтобы то, оказывало большую поддержку силам, «обещающим реальный плюрализм, а не автократию».