14 декабря 2003 года. По свидетельству высокопоставленных представителей США, президент Джордж Буш-младший (George W. Bush), который не далее как 10 недель назад нахваливал президента Владимира Путина за его вклад в развитие свободы и демократии, с тех пор выражает российскому лидеру свои протесты в связи с тем, что тот движется в противоположном направлении. Г-н Буш-младший и его внешнеполитическая команда начали сомневаться в намерениях г-на Путина - и в собственном подходе к нему - после внезапного заключения под стражу российского нефтяного магната Михаила Ходорковского и после парламентских выборов, которые европейские наблюдатели назвали нечестным триумфом правительства.
"Внезапно разразились настоящие дебаты, сначала в кулуарах в Вашингтоне, а затем и во всей администрации, - сказал Майкл Макфол (Michael McFaul), специалист по России в Фонде Карнеги за международный мир, который поддерживает тесные связи с политиками. - Прежние представления о Путине сегодня подвергаются переоценке".
В данный момент изменение мнения о г-не Путине имеет минимальный практический вес. Как сообщили официальные представители, г-н Буш-младший, столкнувшись с кампанией г-на Путина против независимых средств массовой информации (СМИ), с его нападками на влиятельных бизнесменов и с его жестокой войной за контроль над Чечней, ограничил свою реакцию выражениями неудовольствия.
Официальные представители и аналитики сказали, что в осторожности г-на Буша-младшего сочетается неуверенность в отношении того, куда идет г-н Путин, с сохраняющейся надеждой, что его риторика по поводу демократии и главенства закона однажды окажется правдой. Когда в сентябре г-н Путин стоял рядом с ним в его резиденции Кэмп-Дэвид, г-н Буш-младший сказал: "Я уважаю видение России г-ном Путиным".
Поведение президента США сигнализирует также о его желании избежать отчуждения России, когда Соединенным Штатам необходима помощь в таких делах, как контртерроризм, иракский долг и вызывающие озабоченность ядерные программы в Иране и в Северной Корее.
"Перед нами стоит проблема. Мы хотим продолжать диалог с россиянами и поощрять их к сотрудничеству в тех областях, где они хотят сотрудничать", - сказал один высокопоставленный чиновник Государственного департамента США. Он добавил, что администрация США намеревается найти пути, чтобы поставить (перед Россией - прим. пер.) "вопрос демократии, вопрос Чечни, вопрос главенства закона".
Официальные представители администрации США говорят, что г-н Буш-младший в недавних разговорах с г-ном Путиным по телефону выражал недовольство тем, что г-н Путин не выполняет своих обещаний обеспечить плюрализм и честную правовую систему.
Дебаты в администрации США по вопросу взаимоотношений Соединенных Штатов с Россией были в основном приглушены с того времени, когда г-н Буш-младший после встречи с г-ном Путиным в июне 2001 года произнес свою знаменитую фразу о том, что "сумел познать его душу". Когда несколькими месяцами позже Россия без всяких оговорок присоединилась к возглавляемой Соединенными Штатами войне против терроризма, отношения между двумя державами, казалось, стали незыблемыми.
Однако целый ряд жестких шагов г-на Путина в этом году породил новые сомнения. Администрация Буша-младшего была неприятно удивлена, когда г-н Путин объединился с Францией и Германией в активной оппозиции вторжению в Ирак. Затем российское правительство в июне закрыло последний независимый телевизионный канал.
В начале октября правительство сфальсифицировало президентские выборы в Чечне, а через несколько недель арестовало г-на Ходорковского, богатейшего человека России и главного акционера гигантской нефтяной компании "ЮКОС". Затем были выборы в думу 7 декабря, когда правительство Путина, контролировавшее российские СМИ, также содействовало кампаниям своих фаворитов. Эти выборы были названы наблюдателями от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) "регрессом в демократическом процессе". Администрация Буша-младшего публично согласилась с данным заявлением.
"Мы, безусловно, видим и другие тревожные признаки, указывающие направление, в котором Путин ведет свою страну, имея в виду гражданское общество. И, разумеется, в российской внешней политике также отмечаются взлеты и падения", - сказал один высокопоставленный американский дипломат в Москве. Политики внимательно следят за тем, как г-н Путин использует свое, ставшее нынче неоспоримым, господство в думе и свой альянс с двумя националистическими партиями, которые в воскресенье получили каждый пятый голос избирателей.
Сенатор Джон Маккейн (John McCain), республиканец от штата Аризона, входит в немногочисленную группу политиков и аналитиков, которые открыто призывают администрацию США быть с г-ном Путиным пожестче. Г-н Маккейн говорил о "ползучем заговоре против сил демократии и рыночного капитализма" и заверял, что "пришло время взглянуть в лицо неприятным фактам в отношении России".
"Новый авторитаризм в России являет собой нечто большее, чем испытание способности Америки защищать глобальные ценности, которые едва прижились (в России - прим. пер.) с момента распада советской империи. Это представляет фундаментальный вызов американским интересам в Евразии", - сказал г-н Маккейн, выступая в сенате США.
Нынешние отношения Соединенных Штатов с Россией приобретают некоторые черты американо-китайских отношений, где президентские администрации за редкими исключениями проявляли тенденцию не замечать урезания гражданских прав и свобод, чтобы сохранить рабочие отношения. Если не считать одного года при администрации Клинтона (Clinton), нарушения прав человека в Китае никогда конкретно не увязывались с более широкой повесткой.
По мнению многих аналитиков, этот подход хорошо иллюстрирует состоявшийся на прошлой неделе визит в Вашингтон китайского премьера Вэнь Цзябао (Wen Jiabao). Г-н Буш-младший, когда рядом с ним в Овальном кабинете стоял г-н Вэнь, предостерег лидеров Тайваня от односторонних шагов, которые могут спровоцировать правительство континентального Китая. Этот комментарий прозвучал в момент, когда г-на Буша-младшего спросили о планах Тайваня провести референдум по вопросу о направленных на этот остров китайских ракетах, что обозлило Китай.
Комментарии г-на Буша-младшего привели в ярость американских неоконсерваторов и прочих сторонников Тайваня, которые обвинили его в лицемерии - и в подрыве демократического Тайваня - в то время как он требует больших свобод личности на Ближнем Востоке.
"Я думаю, они будут все больше поступать с Россией так, как поступают с Китаем, где на первом плане стоят отношения с Тайванем, вопросы участия Китая в урегулировании проблемы Северной Кореи и ликвидации дисбаланса во внешней торговле, - сказал Койт Блэкер (Coit Blacker), профессор Стэнфордского университета и политический советник в администрации Клинтона. - Говорить друг другу приятные вещи. Не поучать друг друга. На других встречах в иные времена можно ставить и более серьезные вопросы".
Во внешней политике Россия по-прежнему тесно сотрудничает с Соединенными Штатами в наиболее значимых делах, особенно в оказании совместного дипломатического давления на Иран и Северную Корею. Однако же Россия при этом занимает более мускулистую позицию по вопросу проникновения Соединенных Штатов в соседние с ней регионы, в частности, в Молдавию, Грузию и Среднюю Азию.
Россия недавно открыла военную базу в Киргизстане, буквально в нескольких милях (1 сухопутная миля = 1,609 км) от американской военной базы, которая используется для поддержки войны в Афганистане. Москва ощетинилась в связи с тем, что она рассматривает как американское вмешательство в дела Молдавии, где недавно рассыпалась подготовленная при содействии Москвы сделка с целью разрешения давнего спора с сепаратистами в Приднестровье.
Министр иностранных дел России Игорь Иванов на прошлой неделе обвинил Соединенные Штаты в тайной помощи в свержении грузинского президента Эдуарда Шеварднадзе, назвал главным действующим лицом американского посла Ричарда Майлса (Richard M. Miles). Г-н Иванов в прошлом месяце в Тбилиси выступал в роли посредника между г-ном Шеварднадзе и оппозиционными силами, которые, в конечном счете, все-таки добились его отставки.
Внутри администрации Буша-младшего некоторые давнишние наблюдатели России, включая посла США в Москве Александра Вершбоу (Alexander Vershbow), настаивают на более жесткой политике Соединенных Штатов в отношении России. А тем временем разрастающиеся дебаты в кругу республиканцев вырвались наружу после ареста г-на Ходорковского 25 октября. Его обвинили в уклонении от уплаты налогов и в мошенничестве, однако критики г-на Путина и официальные представители администрации г-на Буша-младшего считают это дело инициированной Кремлем политической атакой на влиятельную фигуру делового мира, которая позиционирует себя как реформатора.
Ричард Перл (Richard Perle), влиятельный советник Пентагона, заявил, что Россию следует выкинуть из Большой Восьмерки, клуба крупнейших промышленных держав мира. В интервью газете "The Washington Post" в октябре г-н Перл сказал, что администрации следует более жестко вести себя с г-ном Путиным и запретить России участвовать в восстановлении Ирака. Г-н Буш-младший 5 декабря официально запретил выдавать России контракты на восстановление Ирака.
Как сказал один чиновник Государственного департамента США, г-н Буш-младший, который после ареста г-на Ходорковского выразил г-ну Путину свою озабоченность в отношении приверженности России главенству закона, в (телефонной) беседе на прошлой неделе ясно показал г-ну Путину свою неудовлетворенность кампанией по выборам в думу. Однако в той же беседе он попросил у России помощи в снижении иракского внешнего долга, который составляет 120 млрд. долл. США.
Официальные представители США говорят, что у них мало рычагов влияния, однако они надеются удержать г-на Путина, бывшего офицера КГБ, от злоупотребления властью своими предостережениями, что подобная акция может помешать столь необходимым иностранным инвестициям, ограничить возможности для сотрудничества с Соединенными Штатами и ослабить шансы России на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).
"Мы ожидали большего, - сказал один высокопоставленный сотрудник администрации США, недовольный кампанией по выборам в думу. - Ради всего святого, должны же страны посткоммунистического переходного периода демонстрировать прогресс".