После парламентских выборов иностранные и российские предприниматели придерживаются в оценке ситуации совершенно различных точек зрения. Стабильность для бизнеса - это хорошо, говорят на Западе. Состав Думы - это шаг назад, считают россияне.
В новом парламенте партия Путина «Единая Россия» будет располагать наибольшим количеством мест. Коммунисты ослаблены, а ориентирующиеся на рыночную экономику партии «Яблоко» и «Союз правых сил» не преодолели пятипроцентный барьер. С десяток их представителей прошли в парламент по одномандатным округам.
Впрочем, западные предприниматели рассматривают это как позитив. По их мнению, усиление позиций президента делает более стабильной ситуацию. Так считает Пер Брилиот (Per Brilioth) из стокгольмской компании "Vostok Nafta Investment": «Путину будет легко заставить парламент утвердить его реформаторский курс».
Российский предпринимательский мир видит ситуацию иначе. Олег Киселев из Российского союза промышленников и предпринимателей говорит о серьезном поражении. «С такой Думой в государстве возможно все, даже перераспределение собственности». И добавляет: «Под угрозой все экономические реформы либеральной направленности». Член Совета Федерации Валентин Завадников, бывший заместитель главы РАО «ЕЭС России», тоже думает, что реформы могут быть отложены. Заставляет задумываться тот факт, что большую поддержку получили именно партии, которые выступали с требованиями «мочить олигархов», говорит Владислав Ерофеев, президент Ассоциации рекламных агентств.
Действительно, многим россиянам пришлось по душе нападки на ЮКОС, и они ликовали по поводу ареста главы концерна Михаила Ходорковского. Это нашло отражение в результатах выборов. Поскольку 80 миллионов россиян живет в бедности, они поддерживают лозунги о перераспределении собственности или даже о ее национализации. Особой популярностью у избирателей пользуется требование о введении «природной ренты».
Впрочем, было бы заблуждением, считать, что и действительно слабая, находящаяся в руках Путина Дума, больше вообще не имеет никакого значения в концепции власти. Дело в том, что пока неясно, займет ли послушно партия «Родина», придуманная Кремлем, отведенное ей место. Два ее лидера Сергей Глазьев и Дмитрий Рогозин отличаются непомерным честолюбием, которое может найти свой выход в том, чтобы заняться созданием сильной оппозиции.
Однако намного важнее то, что состав новой Думы является отражением тех изменений, которые уже состоялись в президентской администрации. Лагерь представителей спецслужб и военных, «силовиков», стал в Кремле господствующей силой. Это очень влиятельная группа, людей, которых можно считать кем угодно, но только не реформаторами, они добиваются усиления контроля над процессами в экономике. Эта группа находит теперь свое соответствие в Думе. Возможны совершенно новые альянсы между группировками в Кремле и в Думе, на создание которых они чувствуют себя уполномоченными волей избирателей.
В этой ситуации все взоры обращаются в сторону президента. В результате выборов, его властные полномочия стали такими, каких их ни у кого больше не было со времени Политбюро КПСС. До президентских выборов в марте будущего года наступает пора выжидания. Новые решения появятся только после переизбрания главы Кремля, в чем никто не сомневается. Тогда, видимо, произойдет смена правительства. Дни премьера Касьянова, считающегося человеком клана Ельцина, сочтены. Считается вполне вероятным, что Глазьев мог бы стать его преемником. Новый состав кабинета министров станет в конечном счете ясным свидетельством того, в каком же направлении пойдут Путин и его команда.