Номер за 22 декабря 2003 года. После ареста в конце октября с.г. российского нефтяного магната Михаила Ходорковского по обвинениям в уклонении от уплаты налогов и в мошенничестве среди американских комментаторов отмечается поразительный консенсус: президент Владимир Путин ведет Россию к диктатуре. Американские интеллектуалы и ученые мужи, как либералы, так и консерваторы, отреагировали на это событие попытками оправдать г-на Ходорковского и - параллельно - острыми нападками на г-на Путина.
Но есть и другое возможное объяснение этого спорного ареста: что г-н Путин действовал не против демократии, а против коррупции; что он выступил в роли осторожного главы исполнительной власти в деле принуждения к выполнению законов Российской Федерации; и что российский народ это чувствует, что и стало одной из причин того, что на думских выборах 7 декабря избиратели отдали путинской и союзным ей партиям подавляющее большинство голосов.
Если это последнее мнение справедливо, то есть если г-н Ходорковский действительно сам повинен в своем падении из-за своей гордыни, амбиций и уголовных деяний, о которых рассказывается в обвинительном заключении на 40000 страницах, тогда суд, в конечном итоге, должен оправдать г-на Путина в глазах разумных людей. В свой второй президентский срок г-н Путин вполне может стать сильным лидером либерально-демократического государства.
Только время покажет, оправданы ли подобные предсказания. Г-на Путина, безусловно, можно критиковать за целый ряд важных прегрешений. Но в России есть также и позитивные тенденции, которые недооценивает новый пессимистический консенсус. Имеются достаточные основания для скептицизма в отношении некоторых оправданий г-на Ходорковского. Оба этих аспекта заслуживают большего внимания, чем им уделяет пресса.
Начнем с последнего. Когда тщательно исследуешь оправдания г-на Ходорковского и его компании "ЮКОС", можно определенно говорить о том, что на некоторые из них оказывают неподобающее влияние, прямое или косвенное, компания "ЮКОС" и ее глава. Но еще важнее то, что мотивы некоторых из тех, кто пытается оправдать г-на Ходорковского, равно как и многие из их аргументов не выдерживают объективной проверки.
Примечательно, что, насколько мне известно, никто из критиков г-на Путина не утверждает, что г-н Ходорковский невиновен (хотя об этом говорят его адвокаты). Вместо этого многие заявляют, что правительство г-на Путина практикует "избирательное правосудие". При этом подразумевается, что никакой уголовный закон не следует применять против какого-то одного правонарушителя, если этот закон не применяется против всех и каждого из правонарушителей. Но даже в зрелых демократических государствах скудость судебных ресурсов и неравноценность доказательств делают правосудие по необходимости избирательным. Американские прокуроры и американская общественность вполне осознают, что наши собственные финансовые скандалы приводят к судебному разбирательству, а еще реже к осуждению, лишь малую толику действительных преступников. Что касается замечания г-на Путина, что все россияне должны быть равны перед законом, от крупнейшего миллиардера до самого последнего нищего, то в нем выражен здравый смысл, который американцы естественно применяют, скажем, в деле компании "Enron".
Точно так же хрупки и обвинения в антисемитизме в адрес президента Путина. Поддерживая разумные отношения с Израилем и беспристрастно высказываясь по поводу российских национальных меньшинств (за исключением "бандитов"), г-н Путин в целом симпатизирует еврейскому обществу. А утверждения, что поведение г-на Путина в деле Ходорковского демонстрирует продолжение кампании по прекращению публичных дебатов, является уткой, о чем вам скажет даже беглый взгляд на различные обмены мнениями в печатных и электронных средствах массовой информации (СМИ) Москвы. В редакционной статье газеты "The New York Times" за 8 декабря написано: "Сегодня имеются 23 партии и множество примеров яростной пропаганды. Несмотря на контроль Кремля над национальным телевидением, газеты и веб-сайты предоставляют в распоряжение читателей оживленные комментарии и критику".
Политика в деле Ходорковского, разумеется, играет важную роль. В последние дни в Москве ходят слухи, что некоторые олигархи, включая и г-на Ходорковского, откровенно пытаются купить в думе достаточно депутатов, чтобы блокировать, в том числе, принятие более справедливого налогового кодекса, который бы более благоприятствовал российскому народу и менее благоприятствовал добывающим отраслям промышленности (где доминируют олигархи). Объектами подкупа стали депутаты от целого ряда политических партий (которые в остальном не соглашаются друг с другом). Этот конкретный маневр едва ли будет предпринят вновь. Разумеется, лоббирование имеет место в любом демократическом государстве, однако покупка депутатов - нет. Сегодня представляется вероятным, что российская система налогообложения станет более справедливой: очень богатые люди будут платить более справедливую долю, будет поощряться промышленное производство, в выигрыше окажется средний гражданин, а прометеева жадность ельцинских лет будет канализирована на рынок, к всеобщей выгоде.
А тем временем рассмотрим лишь немногие из достижений г-на Путина с момента полного коллапса экономики России в 1998-1999 годах. Сегодняшняя Россия после 1000-летней тирании приступает к строительству гражданского общества. Г-н Путин вот уже 4 года возглавляет борьбу против колоссальной коррупции и некомпетентности. Как он заявил в сентябре, "если под демократией подразумевается развал государства, тогда нам такая демократия не нужна".
Ознакомившись с финансовым положением России, мы узнаем, что валютные резервы Центробанка превышают 70 млрд. долл. США (с января 2003 года отмечается исключительный рост валютных резервов на 25%). Утечка капиталов, которую предсказывали после ареста г-на Ходорковского, не материализовалась. Бюджет сверстан с профицитом. Некоторые долги правительства выплачены, другие же реструктурированы. Кредитный рейтинг России повысился. Цифры роста производства внушительные. Если выразиться одним словом, то первый срок президентства г-на Путина стал финансовым триумфом.
В России всегда будут глубоко сожалеть о ельцинской модели "прихватизации" богатств российского народа, передаче их в собственность "семье" и олигархам. Но приватизация будет продолжена, несмотря на то, что защитники г-на Ходорковского предрекают обратное. Правда, некоторые акции компании "ЮКОС" останутся под арестом, пока не закончится суд, но этот период будет характеризоваться продолжением роста и укреплением стабильности российской экономики, что пойдет на пользу среднему классу и трудящимся. В предстоящие 5 лет Европейский Союз (ЕС), Китай и другие страны будут остро конкурировать между собой за право инвестировать в России.
Дело в том, что позитивные экономические тенденции президентства Владимира Путина столь же важны, что и соответственные тенденции в Китае, Индии и Бразилии. Частный сектор в России уже дает почти 80% валового внутреннего продукта (ВВП), тогда как в 1990 году на его долю приходилось менее 10%. Россия сегодня входит в первую восьмерку стран, получающих иностранные инвестиции. Согласно некоторым прогнозам, через 20 лет экономика России обгонит экономику Великобритании. Ожидается, что ежегодный темп роста российской экономики до конца текущего десятилетия составит 6-7%.
Рассмотрим теперь вопросы внешней политики. Чечня, к сожалению, слишком уж типична для кровопролитных этнических и гражданских войн нашей истории. И все же обе чеченские войны были начаты при г-не Ельцине, тогда как г-н Путин принимает меры к тому, чтобы положить конец этому конфликту. В Чечне Россия сражается против сторонников "Аль-Каиды", как это было и в случае с захватом исламскими террористами в октябре 2002 года московского театра. Террористы были уничтожены, пусть даже и ценой трагической гибели 129 невинных заложников.
Требование Вашингтона вывести российские войска из Грузии, как было договорено ранее, было вновь повторено министром обороны США Дональдом Рамсфелдом (Donald Rumsfeld), и это вполне справедливо. Тем не менее, не следует забывать об исторических интересах России в Грузии. Но не соглашаться с путинской активной дипломатией в Грузии, равно как и в Восточной Европе, в Молдавии, на Каспии и в Прибалтике - совсем не значит разжигать новую "холодную войну".
В конце концов, Соединенные Штаты правы, когда не соглашаются с российской внешней политикой в вопросах, представляющих национальный интерес или являющихся для Америки принципиальными - таких, как Иран, Ирак и Северная Корея. Президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) очень хорошо это видит, и его недавний саммит с г-ном Путиным в Кэмп-Дэвиде заставляет думать, что американо-российский союз сохранится. Если это им удастся, наши нынешние президенты заслужат благодарность наших внуков - не в меньшей мере потому, что Россия и Америка должны готовиться к тому, чтобы вместе сдерживать китайскую гегемонию и экспансионизм в Азии.
Хорошие результаты на выборах в думу путинской партии "Единая Россия" - которая вместе с союзниками может получить в думе большинство в две трети - должны ускорить создание гражданского общества. Разумеется, прошедшие выборы есть за что критиковать, и в СМИ эта критика прозвучала, в том числе обвинения в нечестной игре в адрес путинской партии со стороны Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ). Тем не менее, думские выборы и предстоящие в марте 2004 года президентские выборы постепенно сократят анархию и коррупцию в думе (которую некоторые россияне именуют "дурдомом"). Призыв российских националистических партий к более справедливому перераспределению собственности и более равноправному налоговому кодексу является слабым эхом требований Демократической партии США после второй мировой войны. Однако разговоры о более прогрессивной системе налогообложения не ведут к отмене приватизации. Можно лишь сожалеть о более злобной, ксенофобной риторике националистов, однако можно быть почти уверенным, что при г-не Путине она ни к чему не приведет.
В первую очередь будущие историки оценят ближайшее прошлое и события предстоящих 5 лет в свете беспорядков десятилетия 1989-1999 годов. Взволнованная ныне пресса - на удивление возлюбившая г-на Ходорковского, а до него олигархов Бориса Березовского и Владимира Гусинского - постепенно придет к признанию достижений г-на Путина.
Г-н Путин и его президентский аппарат еще продемонстрируют, что извлекли урок из дела Ходорковского. В дальнейшем г-н Путин примет меры к тому, чтобы с большей эффективностью справляться с крупными общественными дебатами. Г-н Ходорковский и другие олигархи, в свою очередь, тоже многому научатся и поймут, что нет такой вечной силы, какую обрушил на Землю Прометей.
Наконец, следите за проигравшими на недавних выборах. Ибо, в отличие от политических проигравших в сталинскую эпоху, у них еще есть масса возможностей для успеха в путинской России. Как заметил сам г-н Путин по поводу потерпевших неудачу кандидатов, "все их идеи, все профессиональные возможности, если они захотят предложить их правительству и обществу, будут востребованы".