На западной окраине Европы, в Ольстере, демократия имеет неприятные последствия. На востоке Европы, в России, последствия еще хуже. Те, кому предстоит строить демократию в Ираке, могут составить себе представление - на примере трудностей более зрелой в политическом плане Европы - о сложности стоящей перед ними задачи.
Тридцать пять лет назад на Северную Ирландию обрушилась волна насилия, которая унесла за это время жизни трех тысяч человек. Пять лет назад соглашение, достигнутое при посредничестве Соединенных Штатов и одобренное 71 процентом населения Ольстера, способствовало установлению мира благодаря вовлечению в политику противоборствующих вооруженных группировок.
В другой стране, в Афганистане, дипломаты из США и других стран встречались с командирами афганских отрядов, осуществлявших нападения на войска коалиции, и призвали боевиков отказаться от своего лидера, разоружаться и формировать демократические партии. Переход от вражды к миру может способствовать решению множества мировых проблем, в том числе и в Ольстере, где в результате соглашения, целью которого являлась изоляция или сдерживание экстремистов, в Национальной Ассамблее в меньшинстве оказались не экстремисты, а умеренные.
В России результатом издевательств над демократией стала маргинализация - фактически, уничтожение - умеренных. После выборов в российскую Государственную Думу высокопоставленный советник реального победителя, президента Владимира Путина, использовал знакомый марксистский слог, чтобы стереть со страниц истории две прозападные партии, которые не получили в Думе ни одного кресла. Они должны, сказал чиновник, "спокойно отнестись к этому и понять, что их историческая миссия завершилась".
Одной из причин, по которым они были, говоря словами Троцкого, выброшены на свалку истории, стало то, что Путин, который готовился к демократии в советском КГБ, использовал "управляемую демократию", чтобы придать беззаконному авторитаризму показной законный вид. В заявлении, сделанном вскоре после голосования, Путин любезно пообещал исправить недостатки, выявленные в ходе выборов. К ним относятся применяемые им меры по удушению независимых средств массовой информации, контроль над политической информацией, начиная от уличных щитов и заканчивая вещанием в эфире, и арест богатейшего человека России незадолго до выборов. Оптимисты истолковывают его слова о том, что российская конституция является основой стабильности, как обещание не отменять положение, ограничивающее пребывание на посту президента двумя сроками. Не стоит полагаться на это.
Путинизм выкорчевывает робкие ростки демократии по всей России. Путинизм становится ядовитой смесью национализма, направленного против соседних наций, и поддерживаемой мощью государства народной зависти, направленной против частного богатства. Путинизм - это национальный социализм без демонических элементов его основателя, который 70 лет назад использовал плебисцитную демократию для приобретения власти и уничтожения демократии в Германии. Возможно, в России осталось недостаточно евреев, чтобы антисемитизм стал еще одним полезным компонентом путинизма. Однако на это полагаться тоже не стоит.
После антисемитской вылазки, нападения на еврейскую школу, раввин Иосиф Ситрук (Joseph Sitruk) призвал евреев носить бейсболки вместо традиционной еврейской кипы, и не ходить поодиночке, чтобы не подвергнуться возможному нападению. Речь идет о Франции, родине Просвещения.
Антисемитизм в пережившей Холокост Европе, где евреев не так и много, напоминает нам о том, как ошибался Маркс, говоря, что современные явления - индустриализация и развитие знаний о мире - лишат такие древние силы, как религия и этническое самоосознание, их былой мощи.
Именно эти силы будут определять развитие событий в Ираке. Жизнестойкость этих сил во всем мире является главнейшей новостью 2003 года - хотя на самом деле в этом нет ничего нового.