Москва, 15 декабря 2003 года. Дмитрий Рогозин хорошо помнит день, когда в России родилось новое политическое движение. В одно из воскресений июля этот амбициозный молодой законодатель националистического толка приехал на дачу к президенту России Владимиру Путину с предложением сформировать новую политическую партию в содружестве с одним многообещающим экономистом, который порвал с коммунистами.
Эта встреча произошла через 11 дней после того, как правительство Путина начала судебное преследование богатейшего человека России Михаила Ходорковского, и задуманная г-ном Рогозиным партия должна была возглавить наступление на магнатов делового мира на осенних парламентских выборах. Президент Путин принял г-на Рогозина и благословил его, зная, что новая партия отнимет голоса у коммунистов, самых важных оппонентов президента. "Я получил карт-бланш", - вспоминал в интервью г-н Рогозин.
После этого г-н Рогозин получил в свое распоряжение всю мощь кремлевского патронажа: активную пропаганду новой представительской партии на государственных телеканалах, критически важные политические советы, щедрое финансирование.
Седьмого декабря сформированный г-ном Рогозиным и перебежчиком из Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) Сергеем Глазьевым блок "Родина" удивил Россию, завоевав третье место на парламентских выборах, что помогло путинской партии "Единая Россия" разгромить коммунистов и вообще вытеснить из парламента две прозападные демократические партии.
С учетом результатов националистической партии во главе с Владимиром Жириновским националисты забрали себе 21% голосов и стали могущественной силой в российской политике. Их успех удивил Кремль, который, по заявлениям инсайдеров, начал опасаться того зверя, которого сам и спустил с поводка, и за неделю до выборов попытался умерить поддержку кандидатов новой партии, убрав их с экранов государственного телевидения.
Манипулирование политической жизнью
Соперники "Родины" называют членов этой партии "национал-социалистами", что в российском политическом спектре эквивалентно понятию "русский фашизм". "Эти люди - тот же Гитлер в 20-е годы", - сказал о вождях национал-социалистов Леонид Гозман, один из главных стратегов потерпевшей поражение демократической партии. Господа Рогозин и Глазьев открещиваются от этого экстремистского ярлыка, называя себя патриотами, которые хотят вернуть России величие.
Как бы там ни было, история возникновения "Родины" из ниоткуда касается не только возврата национализма или разочарования российских избирателей демократией 1990-х годов, которую они ассоциируют с хаосом и упадком. Она также проливает свет на то, каким образом путинский Кремль манипулирует политической жизнью России и как он решил сыграть в рискованную игру, воспользовавшись разновидностью русского шовинизма, который он теперь должен попытаться удержать под своим контролем.
"Партия добилась великолепного успеха, объединив российский империализм с государственным контролем над экономикой, - сказал Владимир Прибыловский, занимающийся изучением русского национализма. - Она добилась успеха, потому что Кремль хотел, чтобы так случилось".
Лидеры новой партии сказали, что они хотят восстановить российскую империю, которая распалась вместе с Советским Союзом. Они хотят установить контроль государства над природными ресурсами, которые составляют величайшее богатство страны, перехватить десятки миллиардов долларов "сверхприбылей", которые сегодня уходят к частным энергетическим компаниям, запретить продажу сельскохозяйственных земель, сделать Русскую Православную церковь государственной религией и ликвидировать власть лидеров делового мира, известных как олигархи. Их лозунг: "Россияне должны вернуть себе Россию".
Все это представляется в учтивом, приспособленном для показа по телевидению стиле приятными современными политиками, которые чураются напыщенных клоунских эскапад ультра-националиста Жириновского и свинцовых анахронизмов старых коммунистов.
Название, у которого есть собственный имидж
Название у новой партии должно было быть броским, а его смысл ясным. Новая партия должна была называться "Товарищ", отражая свою цель отобрать голоса у коммунистов. Именно такую идею, по крайней мере, подкинул Марат Гельман, влиятельный политический консультант и заместитель директора государственного телеканала ОРТ, которого наняли прошедшим летом, чтобы создать партию для господ Глазьева и Рогозина.
Г-н Рогозин является ветераном думы, нижней палаты российского парламента, и бывшим председателем думского комитета по международным делам. По его словам, его приглашали на высокий пост в путинскую "Единую Россию", но это назначение было заблокировано одним соперником. Г-н Глазьев, другой член парламента, в этом году порвал с коммунистами, возможно, с прицелом на участие в президентских выборах.
Эти двое встретились в 1993 году, когда оба присоединились к сторонникам жесткого курса, осажденным в российском Белом доме, где в то время заседал парламент, и где случилось вооруженное противостояние с танками президента Бориса Ельцина.
Когда эти двое встретились прошлым летом, 42-летний г-н Глазьев принес с собой экономическую платформу "мочить богатеев" и яркую репутацию среди рядовых коммунистов. Ему понравилась идея партии "Товарищ", но он сказал, что, по его мнению, нужен более широкий призыв. "Нам было нужно название, у которого был бы собственный имидж. 'Родина' звучит солидно. Нам было нужно позитивное значение патриотизма", - сказал он в интервью.
Четырнадцатого сентября состоялся учредительный съезд партии "Родина". Тридцатидевятилетнего г-на Рогозина, по словам поддерживающего связи с Кремлем аналитика Сергея Маркова, Кремль "назначил комиссаром к Сергею Глазьеву, его контролером". В партию записали и других известных политиков, в том числе генерала Валентина Варенникова, одного из организаторов провалившегося путча против Михаила Горбачева в 1991 году, а также Виктора Геращенко, бывшего главу Центробанка. Андрей Савилиев, одно время состоявший при г-не Рогозине в должности его спичрайтера, представлял крайних националистов.
"Это была хорошо спланированная избирательная кампания, которая создала приемлемую альтернативу для избирателей, отошедших от коммунистов, - сказал Глеб Павловский, один из консультантов Кремля. - Это была идея спин-докторов. Кремль не возражал, потому что было понятно, что необходима какая-то альтернатива коммунистам".
Несмотря на свою риторику, новая партия финансировалась богатыми бизнесменами, несколько из которых, в конечном счете, оказались в партийном списке кандидатов и теперь получат места в парламенте. "Для многих бизнесменов это - коммерческий проект", - считает г-н Павловский.
Арест олигарха
По мнению нескольких источников, в числе спонсоров "Родины" был миллиардер Олег Дерипаска, владелец "Русского Алюминия". "'Русский Алюминий' их финансировал только лишь потому, что его об этом попросил Кремль", - считает г-н Марков. Однако источник, близкий к г-ну Дерипаске, сказал, что тот прекратил финансировать "Родину" в конце избирательной кампании, потому что не одобряет ее нападки на олигархов. Г-н Глазьев назвал участие г-на Дерипаски в финансировании "Родины" "мифом, созданным нашими врагами".
В числе других финансистов, согласно источникам, были Александр Бабаков, крупный игрок в энергетической индустрии Украины, и Александр Лебедев, банкир-миллиардер. Г-н Бабаков не считает лицемерием финансирование партии, основанной на принципе преследования богатеев. "Я не олигарх в том смысле, в каком это слово используется политиками", - сказал он.
Крупная удача пришла к "Родине" 25 октября, когда был арестован владелец нефтяной компании "ЮКОС" Михаил Ходорковский. Господа Рогозин и Глазьев бросились в наступление. Они не только заявили, что этот арест оправдан, но также призвали к новым расследованиям приватизационных сделок периода 1990-х годов.
Но только в заключительные дни избирательной кампании успех "Родины" привлек к ней значительное внимание оппонентов. Пока демократы колебались, Анатолий Чубайс, бывший архитектор приватизации государственных предприятий в 1990-е годы, решил контратаковать, окрестив новую партию российским эквивалентом нацистов.
В середине ноября, как рассказал г-н Рогозин, ему позвонил г-н Гозман, один из помощников г-на Чубайса. "Дмитрий, мы изобрели оружие против тебя, - сказал он. - Отныне вы будете именоваться 'национал-социалистами'".
Демократы обвинили новую партию также в коррупции. На одном из последних теледебатов г-н Гозман встал и обвинил г-на Рогозина в том, что в 1999 году тот требовал от лагеря Чубайса взятку в 5 млн. долл. США. Г-н Рогозин прямо ему не возразил, а сделал вид, что вообще с ним не знаком.
В дни перед выборами Кремль начал беспокоиться, что его проект, быть может, окажется чересчур уж успешным. В начале кампании, как утверждает один из стратегов "Родины", высокопоставленный кремлевский чиновник повелел, что эта партия не должна набрать более 5% голосов избирателей (порог для прохода в думу). Поскольку Кремль стал опасаться, что партия превысит этот уровень, после 24 ноября ни г-ну Рогозину, ни г-ну Глазьеву перестали предоставлять бесплатное эфирное время на государственных телеканалах.
"Администрация разрешала показывать нас на телевидении, пока считала, что мы уводим голоса у коммунистов, - сказал г-н Рогозин. - Как только они осознали, что мы становимся независимой политической силой, они напугались".
Сегодня оба лидера "Родины" заглядываются на более ценные призы. По словам инсайдеров, г-н Глазьев хочет стать новым путинским премьер-министром, тогда как г-н Рогозин страстно мечтает о кресле в Министерстве иностранных дел. "Мы доказали обществу, что имеем очень серьезные цели, что мы не просто выступаем с популистскими лозунгами", - сказал г-н Глазьев.
Ностальгия по империи
Их риторика притягательна для миллионов россиян, которые считают себя националистами, монархистами, истинно православными верующими и испытывают ностальгию по империи, которая исчезла вместе с Советским Союзом. Эти люди, как правило, думают, что 1990-е годы стали несчастьем для России сродни второй мировой войне. Само слово "демократия", считают они, было дискредитировано.
Поддержанная этими избирателями, партия "Родина" заняла третье место на парламентских выборах, завоевав 9% голосов. А в крупнейших и традиционно наиболее демократически настроенных городах Москве и Санкт-Петербурге она неожиданно вышла на второе место. За нее проголосовали специалисты среднего возраста и пенсионеры. По данным опроса на выходе, почти 22% людей старше 45 лет проголосовали за партию "Родина".
В 1990-х годах нам говорили, что есть коммунизм и есть демократия, а между ними ничего нет, - сказал один из приверженцев новой партии. - Это не так. Это не выбор между черным и белым. . . 'Родина' является еще одним путем".