"Back In The U.S.S.R." - эта песня, видимо является для поклонника группы "Beatles" Владимира Путина хитом. Со времени своего прихода в новогоднюю ночь 1999 года к власти он сосредоточил в своих руках громадные полномочия, стабилизировал в стране ситуацию. Но для каких целей он использует свою власть - вопрос до сих пор остается открытым. Быстрыми темпами растет экономика, но когда речь заходит о централизации власти, свободе прессы или об отношении к оппозиции, многие московские наблюдатели уже видят параллели между Россией Путина и стагнацией при Брежневе.
В результате выборов в Думу, состоявшихся десять дней назад, Кремль получил в нижней палате большинство в две трети мест. Либеральная оппозиция из парламента вытеснена, а коммунисты превратились в маргиналов. Таким образом, Путин может продолжать преобразования в государстве по своему усмотрению: как в направлении реформ, так и в направлении репрессий. «Демократии не может быть без демократического парламента», - предостерегает московский политолог Лилия Шевцова.
В плюсе у Путина прежде всего экономические проекты: радикальное снижение налога на доходы до 13% и до 24% - на предприятия. Впервые со времени Октябрьской революции можно снова покупать и продавать землю. Подверглось реформированию советское трудовое законодательство. К началу года с 20 до 18% будет снижен налог на добавочную стоимость, на сельскохозяйственную продукцию - даже вполовину.
Эти реформы демонстрируют свою эффективность: пятый год подряд растет экономика, в этом году увеличение внутреннего валового продукта (ВВП) прогнозируется на уровне 7%. Бюджет профицитный. Со следующего года стабилизационный фонд позволит наполнять бюджет средствами даже при условии низких цен на нефть. Только в первом полугодии на 62% увеличился объем иностранных инвестиций в Россию (в общей сложности 20,9 млрд. долларов США, из них 4,7 млрд. долларов - прямые инвестиции). В последнее время политическая и экономическая ситуация в стране стабильна настолько, что рейтинговое агентство "Moody's" присвоило стране инвестиционный рейтинг.
И все же экономический советник Путина Андрей Илларионов предостерегает от излишних надежд. Чтобы достичь цели Путина: удвоения ВВП в течение десяти лет - необходимы заметно более высокие темпы экономического роста, говорит он. Но этому не отвечают темпы реформирования, их притормаживает сам президент. «Покупатели, что касается «Газпрома», будут иметь всегда дело с государством», - дает ясно понять Путин, что о настоящем реформировании монополиста нечего и думать. Но это могло бы стать решающим моментом: государство дешевым газом до сих пор субсидирует промышленность, сдерживается модернизация и эффективное использование энергетических мощностей.
Не далеко ушла Россия и в реформировании банковской системы. Все еще насчитывается более 1 300 финансово-кредитных институтов, слишком много чересчур мелких банков. Все еще не поставлена последняя подпись под законом о гарантиях вкладов. Надо было бы очистить от лишнего законодательство о страховании и об ипотеке.
Что касается экономики, то инвесторов заставляет задумываться, прежде всего, арест бывшего главы нефтяного концерна ЮКОС Михаила Ходорковского: «После разгрома центральных телеканалов губернаторы подчинили себе провинциальные средства массовой информации. Точно также и дело ЮКОСа может пробудить алчность в регионах», - опасается глава Наблюдательного совета одной российской компании, акции которой котируются на фондовом рынке.
Помимо этого застопорилось реформирование судебной системы и местных администраций. Продолжает процветать взяточничество: в последнее время на эти цели ежегодно расходуются 36,5 млрд. долларов США, сообщает авторитетный московский Фонд «Индем». Растет доля «силовиков», сотрудников спецслужб, представителей армии и милиции, на руководящих должностях. Ничего удивительного, что именно российские инвесторы требуют независимого правосудия и защиты собственности. Все это уже давно прописано в законе, но, как и раньше, в силе остается народная мудрость: «Жесткость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения».