Каждое утро для Константа Оливера Дибои Ката начинается со ста отжиманий от пола, поскольку он готовится к наиболее опасному моменту дня - своей поездке в метро на уроки химии в другую часть города. 23-летний г. Дибои Кат - студент из Камеруна, приехавший по программе обмена, и подобно многим другим африканским студентам в России, он утверждает, что каждый раз, выходя из общежития, чувствует опасность со стороны хулиганов-расистов.
За пять лет учебы в Университете дружбы народов, где треть студентов из развивающихся стран, он не раз подвергался оскорблениям, избиениям, в него даже стреляли. «Нужно все время быть готовым постоять за себя, - говорит он. - В метро, на дороге, на улице, повсюду. Вот почему каждое утро нужно делать по 100 отжиманий от пола».
Расистские нападения на иностранцев, среди которых азиаты, арабы и особенно чернокожие, в России стали обычным явлением. Жертвами таких нападений становятся не только студенты, но и дипломаты, и морские пехотинцы посольства США. В прошлом году послы 37 стран Африки обратились к МИД России с призывом обеспечить защиту их граждан. Группы по борьбе за права человека фиксируют факты нападений, многие из которых происходят при попустительстве или поддержке милиции.
«Расистские тенденции глубоко укоренились в российском обществе, и теперь они даже усилились», - считает Александр Брод, директор Московского бюро по защите прав человека, группы, которая осуществляет мониторинг фактов дискриминации. «Движущей силой расистов является быстро растущее число группировок бритоголовых сторонников превосходства «белой расы». Эти группировки пользуются широкой поддержкой со стороны националистических политических групп и изданий», - продолжает Брод.
Сейчас в стране насчитывается около 200 националистических изданий с расовым уклоном. На парламентских выборах в начале месяца политические партии, выступавшие с экстремистскими и националистическими лозунгами, добились значительного успеха.
«Вся эта нацистская идеология разжигает ненависть к нерусским, - считает Александр Брод. - И поэтому многие даже думают, что скинхеды - это не бандиты и хулиганы, а русские патриоты, которые борются за чистоту российского общества». В результате, по словам Брода, «буквально каждую неделю в Москве и других регионах России происходят нападения бритоголовых на представителей этнических меньшинств». Некоторые из этих атак завершаются смертельным исходом.
Три недели назад в Университете дружбы народов произошел подозрительный пожар, приведший к гибели по меньшей мере 42 человек. Эта трагедия усилила опасения среди студентов, относящихся к расовым меньшинствам. Многие из них, в частности китайские студенты, перестали посещать занятия и отправились на родину.
«Если еще раз произойдет инцидент, подобный случившемуся, мы все уедем отсюда, - заявил 23-летний студент из Габона, который не назвал свою фамилию, а согласился сообщить только свое имя -Джордж. - Я хочу только одного: побыстрее закончить учебу и покинуть Россию навсегда, навсегда».
Университет, в котором сейчас проходят обучение 12 тысяч студентов, открылся в 1960 году для обучения студентов из стран Африки, Азии и Латинской Америки, которые пользовались поддержкой Советского Союза. Хотя пожар, по официальной версии, стал результатом несчастного случая, большинство иностранных студентов убеждено, что это был поджог.
Они говорят, что в течение нескольких недель, как до, так и после пожара, в университет поступают угрозы о готовящихся взрывах, которые вынуждают студентов выходить во время учебных занятий или посреди ночи на холодные улицы. Пожар вспыхнул в общежитии, где проживали недавно прибывшие иностранные студенты, включая студентов из Анголы, Китая, Вьетнама, Эквадора, Эфиопии, Афганистана, Берега Слоновой Кости и Tаити.
Оставшиеся в живых заявили, что реакция руководства университета только усилила в них ощущение, что они являются изгоями. "Они даже не предоставили нам выходного", - заявил Сидни Окран, 23-летний студент факультета журналистики из Либерии, который осуществлял видеосъемку пожара. "Внутри здания находились студенты, которые колотили руками по оконным стеклам, зовя на помощь, - вспоминает он. - Я поближе снял на камеру этот момент, затем их руки исчезли, и они погибли". «Пожар начался в 4 или 5 часов утра, а в 9 утра студенты пошли на занятия, - продолжает Окран. - Это удивительно для меня. Простите меня, если я неправ, но я чувствую, что они сделали это, потому что большинство жертв - иностранцы».
В Московской протестантской общине, в которой многие африканские студенты нашли себе духовное прибежище, разговоры об атаках бритоголовых стали частью церковной службы. «Почти каждую неделю или каждую другую неделю кто-то встает и говорит: «Пожалуйста, помолитесь за меня, на меня напали бритоголовые» или «помолитесь за моего друга, который был избит милицией», - сообщил пастор Джон Колхаун.
Мусульмане также могут стать объектами атак. Прошлым летом 19-летняя студентка медицинского факультета из Малайзии была избита в ресторане «Макдональдс», очевидно, только потому, что у нее на голове был палток. «Россия - для русских» - таков их девиз, - говорит эта девушка, отказавшаяся назвать свое имя. - Они смеялись надо мной. Это произошло из-за того, что у меня на голове был платок, а они не хотели, чтобы я его носила».
Как утверждает Дибои Ката, нападение может произойти где угодно, но есть места и определенные временные интервалы, которые особенно опасны. «К примеру, зеленая линия метро. Если хотите распрощаться с жизнью, вам надо ехать по ней в 6 часов», - говорит он.
Как признаются многие студенты, в дни государственных праздников и главных спортивных состязаний, когда много пьяных и эмоции хлещут через край, они предпочитают не выходить из общежития. Дибои Кат говорит, что ни разу не ходил на футбольный стадион или баскетбольный матч, хотя он очень любит спорт. «Это для меня подобно мечте, - сказал он. - О визитах в кинотеатр тоже остается мечтать. Если вы идете в кинотеатр или на стадион, это означает, что вы хотите умереть», - говорит он.
Г. Окран - беженец, который 13 лет назад сбежал из Либерии, где шла гражданская война, и получил убежище в Гане. Там он завоевал право отправиться на учебу в Москву, где столкнулся лишь с новыми опасностями. «Я чувствую себя в безопасности лишь тогда, когда нахожусь в своей комнате. Это, по крайней мере, означает 60-процентную безопасность», - заявил он.
В отличие от более бедных студентов, он может позволить себе каникулы в летние месяцы, чтобы навестить своих жену и сыновей в лагере для беженцев. «Когда я возвращаюсь в Гану, чувствую себя так, словно меня освободили из тюрьмы, и я стал вольной птицей, - сказал он. - Счастье переполняет меня. Я так счастлив, когда лечу в самолете. Мне не надо волноваться по поводу того, что кто-то может меня избить».