Москва, 18 декабря 2003 года. Удивляет, что президент Владимир Путин в четверг, во время хорошо подготовленной 3-часовой программы телевизионного общения с нацией, отвечая на некоторые вопросы, несколько запинался.
Является ли он строгим родителем? Какая музыка ему нравится? Как идут дела у новорожденных щенков его собаки? Был ли этот год для него трудным?
Он, казалось, не знал, что ответить, когда какая-то девочка спросила, почему ей следует слушаться родителей. Он поежился, когда один из позвонивших спросил, почему его портрет висит в кабинетах у столь многих государственных чиновников.
Однако когда речь заходила о политике правительства, экономике, международных отношениях, изменении конституции, военной реформе и терроризме, его ответы были быстрыми, уверенными, подробными и хорошо сформулированными.
Когда задавались вопросы о заработной плате, пенсии, стоимости учебников, национальном долге, закладных, субсидиях на оплату жилища, нефтяной, угольной и кружевной промышленности, а также о тексте национального гимна, было видно, что этот человек знает свою страну и может многое рассказать о ней.
Раскованный, но никогда не улыбающийся 51-летний г-н Путин в своем черном костюме демонстрировал уверенность превосходства, которое сделало его практически неприкасаемым на вершине власти в России.
Не стало большой сенсацией, когда он чуть ли не между делом объявил, что планирует баллотироваться на президентских выборах в марте следующего года. Его сторонники обошли всех на парламентских выборах в этом месяце. Его рейтинг колеблется в пределах 70-80%.
Однако его выступление в четверг казалось несколько безжизненным; человек в черном костюме и со справочником в голове, казалось, был больше заинтересован в самих вопросах, чем в людях, которые их задавали.
После 4 лет пребывания во власти г-н Путин подвел свою страну к перекрестку между традиционным для нее жестким единоличным правлением и возможностью чего-то более свободного и более открытого.
Но он остается загадкой.
"Чего он в действительности хочет? - спрашивает Лилия Шевцова, автор книги "Путинская Россия" ("Putin's Russia", "Carnegie", 2003), где исследуется его президентство.
"Мы знаем, кто он; он доказывает, каковы его взгляды, на протяжении 4 лет, - сказала она. - Однако мы не знаем ответа на вопрос 'Куда Вы идете, г-н Путин? Мы знаем, кто Вы, но мы не знаем, чего Вы хотите'".
Г-ну Путину не по душе попытки его наставников сделать его более человечным, сказала она, но его мягкость также является одним из его тактических приемов.
"Он продолжает кланяться на все четыре стороны, - сказала г-жа Шевцова. - Он все еще хочет быть другом всем сразу. Он по-прежнему сидит сразу на нескольких стульях".
Отвечая на 66 вопросов, заданных ему в живом телеэфире, по телефону и по электронной почте, г-н Путин вел себя скорее как генеральный директор, выступающий с ежегодным докладом и не обращающий ни на что внимания, чем как духовный лидер нации.
Когда его спросили, планирует ли он баллотироваться в президенты на второй срок, его ответ едва ли мог быть менее выразительным. Он коротко сказал "Да".
Несмотря на мощную поддержку в парламенте, он, однако, заверил, что не намерен добиваться изменения конституции, чтобы остаться на третий президентский срок.
Он почти не сделал намеков на какие-либо планы, если не считать заявления, что он надеется посредством "постоянных консультаций" поддерживать дееспособность либерально-демократических сил страны, разгромленных на парламентских выборах.
А теперь вернемся к вопросу, почему столь многие правительственные кабинеты украшены его портретами. Президент сначала явно не знал, что ему сказать. После паузы он ответил: "Думаю, что ничего здесь страшного нет, только все хорошо в меру".