Москва, 17 декабря. После оглушительной победы Кремля на выборах в Государственную Думу ходили усиленные слухи о том, что президент России Владимир Путин может захотеть использовать принадлежащее ему думское большинство для изменения конституции, чтобы продлить пребывание на посту президента, которое сейчас ограничено двумя сроками. Даже после публичного заявления президента о том, что он доволен нынешней конституцией, очень многие уверены, что он намеревается оставаться в должности еще длительное время. Однако, как бы то ни было, ему не обязательно менять конституцию, чтобы оставаться могущественной фигурой российской политики и после ухода с поста президента.
Перед рассмотрением вопроса о том, как это может произойти, необходимо упомянуть, что Путин еще не объявил о намерении баллотироваться на второй срок (статья была написана до заявления Путина - прим. пер.), хотя все и без того ожидают, что он примет участие в выборах и выиграет их. Принимая во внимание, что рейтинги поддержки Путина приближаются к 80 процентам, можно сказать, что практически все кандидаты, которые будут соперничать с президентом, обречены на поражение и недовольство Кремля. На этих выборах электорат уже выразил недоверие двум политикам, которые на прошлых президентских выборах были конкурентами Путина - лидеру коммунистов Геннадию Зюганову и главе партии "Яблоко" Григорию Явлинскому. Помимо популярного, хотя и не воспринимаемого серьезно националиста Владимира Жириновского, у Путина практически не остается соперников. Появились слухи, что коммунисты и недавно созданная левонационалистическая партия "Родина" могут вообще не выдвинуть своих кандидатов.
Почему Путин не должен допускать внесения в конституцию поправок, которые позволят занимать пост президента более двух сроков подряд, пока не было объяснено, за исключением упоминания того, что в большинстве стран мира - преимущественно западных - это запрещено. Американская конституция не запрещала третий президентский срок, пока президент Франклин Рузвельт (Franklin D. Roosevelt) не был избран в четвертый раз, пробыв на посту три срока. В итоге, после 150-ти лет развития демократических институтов, была принята поправка в конституцию, ограничивающая количество сроков. Российскому же эксперименту с демократией исполнилось всего чуть более десяти лет. Это сказано не в поддержку идеи "Путин - пожизненный президент", а для того, чтобы отметить, что Россия, возможно, хочет иметь конституционный порядок, который отражал бы ее уровень политического развития. После четырех лет правления Путина должно, наконец, стать ясным, что он не намеревается прививать в России западные идеи и институты - как бы ни огорчительно это было для Запада.
В основе нынешней политической культуры России лежит личность одного человека - Путина. Нет сомнений в том, что Кремль преступил закон, поддержав свою партию в ходе избирательной кампании, однако и любой другой результат выборов вряд ли мог негативно повлиять на популярность Путина среди россиян (не только среди избирателей). Популярность Путина объясняется не политикой. Кремль сделал все возможное, что позиционировать его как представителя и лидера российского народа, а не как политика. Это одна из самых сильных карт Путина, и возможно, именно поэтому он не видит необходимости менять конституцию. Его личная популярность может быть трансформирована в политическую власть без превращения его в пожизненного президента.
В Думе лежат законопроекты, которые могут превратить Россию из президентской республики в парламентскую. Сейчас, когда Дума находится под полным контролем Кремля, может серьезно рассматриваться возможность сделать правительство подотчетным парламенту, а не президенту.
По многим причинам это может иметь смысл для Путина и его сторонников. Все гадают, хочет ли сам Путин быть президентом три срока или больше. Однако нет никаких сомнений в том, что основа власти Путина - силовые органы и реформаторы-рыночники - желает, чтобы в обозримом будущем сохранялся путинский политический подход к управлению страной. Сделав страну парламентской республикой, Путин, теоретически, сможет руководить Россией столько, сколько захочет, даже не являясь президентом. Если бы "Единая Россия" официально стала партией президента, то Путин мог бы иметь большой вес в политике еще долгое время после официального ухода с политической сцены.
Если такое произойдет, то Россия может последовать мексиканскому примеру парламентской демократии, где правящая партия находилась у власти десятилетиями. Подходит ли такая модель для того, чтобы попытаться построить демократическое государство в России? Вероятно, нет, но российскому электорату могут потребоваться десятилетия для того, чтобы стать достаточно развитым, чтобы перестать поддерживать только одного человека и начать делать политический выбор исходя из различных политических взглядов на будущее.
Когда Рузвельт шел в 1940 году на третий срок, Республиканская партия США выдвинула следующий лозунг: "Вашингтон не хотел, Грант не мог, а Рузвельт не должен" (речь идет о третьем и более сроке пребывания на посту президента - прим. пер.). Должен ли Путин? Принимая во внимание природу российской политической культуры, наиболее вероятным может быть положительный ответ. Бесформенная программа Путина очень популярна, и, возможно, самый загадочный президент захочет продолжать ее выполнять и не находясь во главе государства.