Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Времена диктаторов уходят в прошлое

Отныне мир становится небезопасным для деспотов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поимка экс-президента Ирака и предстоящий судебный процесс по его делу, несомненно, являются сильным ударом по диктатору, руки которого запачканы в крови. Отныне мир становится небезопасным для деспотов. В разных частях планеты один за другим рушатся диктаторские режимы, и слабые ростки демократии с трудом пробивают себе дорогу. За минувшие десятилетия ряды мировых диктаторов значительно поредели. Всесильные некогда генералы Латинской Америки возвращаются в казармы. Коммунистические аппаратчики, железной хваткой управлявшие Восточной Европой, ушли с политической арены. Африканские диктаторы, нажившие свой капитал на украденном богатстве своих народов, сбежали в другие страны.

Выползая из своей норы, лев Месопотамии выглядел послушным и растрепанным. Можно было представить такую картину: Саддам Хусейн выходит из своего тайника, подняв руки высоко над головой, что могло бы символизировать, что диктатура сдается демократии.

Итак, поимка экс-президента Ирака и предстоящий судебный процесс по его делу, несомненно, являются сильным ударом по диктатору, руки которого запачканы в крови. Отныне мир становится небезопасным для деспотов. В разных частях планеты один за другим рушатся диктаторские режимы, и слабые ростки демократии с трудом пробивают себе дорогу. За минувшие десятилетия ряды мировых диктаторов значительно поредели, что было вызвано глобальными геополитическими землетрясениями, в частности, завершением «холодной войны» и локальными восстаниями.

Нетерпимость к диктатуре была подпитана технологической революцией - мобильная связь и Интернет, - что дает повстанцам новые возможности для вдохновения. В июне 2004 года Международный уголовный суд в Гааге вынесет свой первый обвинительный вердикт по факту вопиющего нарушения прав человека. Всесильные некогда генералы Латинской Америки возвращаются в казармы. Коммунистические аппаратчики, железной хваткой управлявшие Восточной Европой, ушли с политической арены. Африканские диктаторы, нажившие свой капитал на украденном богатстве своих народов, сбежали в другие страны.

Однако немало диктаторов, которые все еще остаются у власти - от Кубы до Северной Кореи, от Саудовской Аравии до Бирмы. Народы этих стран, находясь под страхом репрессий, не могут сбросить это тяжкое бремя. "Но если бы людям позволили свободно излагать свои взгляды, диктаторы не удержались бы у власти", - говорит бывший посол США Марк Палмер (Mark Palmer), который призывает западные страны усилить давление на одиозные режимы. «Минувшие 30 лет истории показали, что эти диктаторы теряют власть, как только люди начинают организовываться», - добавляет Палмер, имея в виду таких лидеров, как Слободан Милошевич, который в 2000 году без единого выстрела ушел в отставку.

В настоящее время четверть из 192 стран мира «несвободна», в то время как еще в 1973 году в число «несвободных» входили 43% стран планеты. Таковы данные доклада находящейся в Нью-Йорке правозащитной организации Freedom House. «Абсолютных диктатур становится все меньше, - считает автор доклада Адриан Каратницкий (Adrian Karatnycky). - За последние 30 лет на карте мира стали свободными 45 новых стран». По его словам, государства с однопартийной системой сегодня уходят в прошлое.

«Кроме «остаточного коммунизма», есть еще два источника диктатуры: чрезвычайная бедность и нефть, - говорит Бернар Кушнер (Bernard Kouchner), бывший администратор ООН в Косово. - Почти все имеющие нефть страны Ближнего Востока и Центральной Азии фигурируют в списке Freedom House, куда вошли самые «несвободные» страны мира. В то же время 37 из 49 «несвободных» стран имеют среднегодовой доход на душу населения мене 1 тыс.500 долларов в год.

Похоже, мир становится менее терпимым к диктаторам и более готовым к тому, чтобы возложить на них ответственность за совершенные преступления. В ООН теперь есть специальные трибуналы по военным преступлениям, совершенным в Руанде, экс-Югославии и Сьерра-Леоне. «Быть диктатором становится все более опасно», - считает Арье Найер (Aryeh Neier), президент Института "Открытое Общество", созданного финансистом Джорджем Соросом для поддержки демократии в мире.

По словам Найера, все больше бывших глав государств подвергаются судебному преследованию. Среди них - Милошевич, аргентинские генералы Рафаел Видэла и Леопольдо Галтиери, либерийский диктатор Чарльз Тейлор и правитель Чада Хиссан Хабре, а также бывший премьер-министр Руанды Жан Камбанда. Не всегда свержение диктатуры означает, что торжествует демократия. «Тип режимов, которые создали Саддам Хусейн или Гитлер, уходит в прошлое, - утверждает Фарид Закария (Fareed Zakaria), бывший главный редактор журнала Foreign Affairs magazine. - Но есть страны, где диктатура свергнута, а демократическая система так и не была установлена».

«Во многих частях мира нет развитой демократии, - соглашается Арье Найер. - В частности, в Латинской Америке многие недавно избранные лидеры разочаровали своих избирателей, введя жесткие экономические меры». Экономические потрясения, происходившие в России после краха коммунизма, ухудшили благосостояние миллионов людей, которые разочаровались в демократии. В странах Центральной Азии политические деятели не всегда честно выигрывали выборы, и они ничего не сделали для развития демократических институтов, в частности свободных СМИ и независимой судебной власти.

«Это избранные диктаторы, - говорит Фарид Закария, имея в виду таких лидеров, как президента Зимбабве Роберта Мугабе и президента Азербайджана Ильхама Алиева. - Возможно, это форма диктатуры нового типа, когда лидеры используют в своих целях символы легитимности современного общества. Но при этом они используют лишь один элемент демократии - выборы, и воздерживаются от претворения в жизнь других элементов. Лидер Грузии, правивший страной более 10 лет, недавно вынужден был уйти в отставку под натиском «бархатной революции». Кризис в Грузии начался после того, как Шеварднадзе пытался подтасовать результаты парламентских выборов.

Однако проблема в том, что США и другие развитые страны зачастую в угоду своим геополитическим интересам закрывают глаза на факты нарушения прав человека в странах с диктаторскими режимами, которые считаются их союзниками. Так, США смягчили критику в адрес президента Узбекистана Ислама Каримова после того, как тот поддержал войну Вашингтона против международного терроризма. А когда власти Саудовской Аравии арестовали несколько сот человек, выступивших за свои демократические права, Госдепартамент США никак на это не отреагировал.

По словам Адриана Каратницкого, в современном мире диктаторы более не могут прикрываться лозунгом национального суверенитета, чтобы избежать осуждения своих действий. Уже применена на практике доктрина «гуманитарного вмешательства», когда международное сообщество может применить силу по отношению к диктатору, который нарушает права своих граждан. Проблема, однако в том, что ООН не имеет рычагов такого вмешательства, а европейцы не могут договориться между собой. США же предпочитают действовать в одиночку, как это произошло в Ираке. «Когда Европа и Америка действуют сообща, это дает положительные результаты, как это произошло в Косово, - говорит Бернар Кушнер. - Когда же американцы предпочитают односторонние действия, это не гарантирует успех».

«Я боюсь, что недавние действия США усилили антиамериканские настроения в мире и бросили тень на демократию», - считает глава "Открытого Общества" Арье Найер. Однако бывшего посла США Марка Палмера это не пугает. «Эти диктаторские режимы нуждаются в нас больше, чем мы нуждаемся в них, - настаивает он. - Если мы пойдем у них на поводу, то они продолжат подавлять свои народы, что создаст много проблем и усилит угрозу терроризма. Пора от риторических заявлений переходить к действиям. Это нужно не только для обеспечения прав человека. Это теперь является приоритетом национальной безопасности».