Печальный Давид Тетруашвили сидит в огромном конференц-зале франкфуртского PR-агентства "Hunziger" и подыскивает слова, чтобы доходчиво рассказать о деле, которому посвятил всю свою жизнь. Собственно, он мог бы гордиться тем, что создал в странах-преемницах Советского Союза. За 14 лет этот небольшой человек с проседью в волосах, уложенных в конский хвост, создал целый конгломерат торговых компаний и фирм по оказанию бытовых услуг, сеть магазинов по продаже парфюмерии и небольшую рекламную фирму. Их общий оборот составит в этом году 150 миллионов долларов США, говорит он.
Но патриарх чувствует себя подавленным. На встречу с немецкой прессой он пришел в черном костюме, на нем черный узкий галстук и темные солнцезащитные очки - будто собрался навсегда прощаться со своим бизнесом.
При мысли о далекой родине его охватывает тоска. Дома, на Украине, магазины "Brocard" Тетруашвили соревнуются в блеске товаров, выложенных на прилавках - флаконами духов и пудрениц от Chanel, Kenzo или Estee Lauder. Магазины в Одессе, Киеве, а также открытые полтора года назад торговые точки в Санкт-Петербурге и в Москве, не уступают своим западным аналогам. «Компании, торгующие роскошью, предъявляют к розничным торговцам высокие требования», - вздыхает он.
Это стоит денег, много денег. По этой-то причине он теперь и находится в Германии и обращается со следующим: «Мы ищем сильного в финансовом плане партнера. Своими собственными силами мы обеспечивать необходимый рост больше не в состоянии».
Тетруашвили со своими 33-я магазинами не первый хозяин торговой сети, пытающийся найти западного компаньона. Другие пионеры торговли с Востока тоже предлагают к продаже свои владения.
Буквально недавно крупнейшая фирма России по продаже парфюмерии "L"Etoile" подписала договор с дочерней фирмой лидера мирового рынка предметов роскоши "Louis Vuitton Moеt Hennessy" (LVMH). В настоящее время французы перекрашивают многие магазины в цвета своих собственных фирм.
В отличие от Германии это бизнес никак не назовешь невыгодным, отбивающим у торговцев охоту к самостоятельности. Небольшие торговые сети России больше не в состоянии выдерживать конкуренцию, так как рынок вокруг них развивается слишком стремительно. «Супермаркеты появляются здесь как грибы после дождя», - говорит Виктор Коколов, 45-летний сталевар из уральского города-миллионника Челябинск. До недавнего времени отец семейства покупал себе рубашки, туфли или картофель на центральном рынке. Теперь его тянет в два новых торговых центра, расположенных прямо у российского пантеона павшим солдатам, там, где еще недавно можно было погулять по парку.
Опасения за будущее мучают и молодых владельцев торговых сетей. «Многие из них все чаще наталкиваются на границы своих организационных возможностей», - сообщает Александр Шпаак (Alexander Spaak) из Делегации немецкой экономики в Российской Федерации. Многие для наращивания мощностей должны вкладывать деньги в открытие филиалов и в новые центры оптовых продаж. Но у многих же для этого нет денег. «Банки, конечно, готовы выдавать краткосрочные кредиты, - говорит Шпаак, - но не финансируют долгосрочные проекты».
Отчаянных попыток не отстать от стремительного роста предостаточно. Вторая в России по объемам торговли сеть супермаркетов «Седьмой континент» еще два года назад пыталась найти свое счастье в свободном объединении с сетью магазинов строительных материалов «Старик Хоттабыч», компанией «М-видео», торгующей электроникой, и фирмой по торговле парфюмерией «Арбат-престиж». Объединился с несколькими конкурентами в Российский альянс розничной торговли даже лидер рынка «Перекресток». По западным меркам выглядит он, тем не менее, скромно: с годовым оборотом в сумме 500 миллионов долларов США крупнейшая организация розничной торговли демонстрирует показатели, равные показателям компании "Karstadt" с ее тремя торговыми домами. В 2002 году владельцы магазинов на территории от Кенигсберга (так в тексте. - Прим. пер.) до Владивостока продали в общей сложности товаров всего на 118 миллиардов долларов США. Это треть того, что собрали здесь за тот же период времени их коллеги по отрасли. Тем не менее, рынок привлекает, как никогда раньше, чужаков и иностранцев.
Даже концерны, прежде никогда на занимавшиеся бизнесом на яйцах, пеленках и помидорах, закачивают свои деньги в новую отрасль, переживающую бум. «В 2003 году рейтинг Россия как места предпочтительного приложения капитала вырос, как ни у одной другой страны», - пишет эксперт А.Т. Керин (A.T. Kerney). Для зарубежных мелкорозничных торговцев Россия выдвинулась в этом плане даже на первое место.
Рост потребительского спроса среди прежде по-социалистически мелочно опекавшегося населения поражает даже людей, разбирающихся в данной отрасли. «Я, наверное, ни в одной другой стране мира не видел покупательниц, - говорил недавно, улыбаясь, глава компании "Estee-Lauder" Фред Лангхаммер (Fred Langhammer), - которые бы так возбужденно и голодно смотрели на косметику». Ничего удивительного, что стоимость годовой аренды за квадратный метр торговых площадей на московской Манежной площади, достигшая в последнее время 2 612 евро, уже равна сумме, на которую вынуждены раскошеливаться торговцы аналогичных магазинах на центральной торговой улице Мюнхена.
С недавних пор на импозантной городской магистрали, ведущей из центра Москвы, где еще недавно жители центра покупали продукты питания, ощущается недостаток продовольственных магазинов. Все магазинчики «за углом» были стерты там с лица земли магазинами, торгующими предметами роскоши. Вместо хлеба и овощей прохожие видят на полках колье от Картье (Cartier) и украшения от Пиаже (Piaget).
Перечень международных торговых цепочек, открывающих в России свои торговые точки, с каждым месяцем становится все длиннее. Французы набирают мощь с помощью своей сети гипермаркетов "Auchan", Германия представлена компаниями "Metro", "Obi" и "Douglas". Мебельный гигант "Ikea" собирается осчастливить Россию 22 торговыми центрами. Представитель концерна "Ikea" в России Леннарт Дальгрен (Lennart Dahjgren) уже сейчас восторгается: «В целом все превзошло наши первоначальные ожидания. Это невероятно».
«Иностранные концерны черпают в России прибыли как первооткрыватели», - замечает эксперт Юрген Эльферс (Jurgen Elfers) из «Коммерцбанка». Маржа там гигантская. Помимо того российские мэры приветствуют появление в своих городах иностранных торговых концернов, поскольку беспокоятся за низкие цены и, тем самым, за повышение покупательной способности населения. Об этом рассказывает глава компании "Metro" Ганс-Иоахим Кербер (Hans-Joachim Koerber): «Я только что вернулся из Екатеринбурга. Разговаривая с губернатором, тот меня спрашивал только об одном: когда Вы, наконец, появитесь у нас?»
«Там, где появляется "Metro", цены везде падают на 20 процентов», - рассказывает о своих наблюдениях эксперт Эльферс. Как результат: во многих областях прежде райская маржа сократилась вдвое. Для российских торговцев это означает: спасайся, кто как может. Того, кто продает свою долю с опозданием, наказывает конкуренция. Это относится и к компании по посылочной торговле PPE, основанной в 1998 году Паскалем Клементом (Pascal Clement) из Страсбурга. Он собирается заключать договор с сильным в финансовом отношении партнером.
Компания этого 33-летнего человека, планирующая достигнуть в 2004 году оборота в размере 130 миллионов евро, уже провела, по ее собственной информации, переговоры с компаниями "Quelle" и "Otto-Versand". «Нам больше, чем капитал, - говорит Клемент, - нужна известная марка». Действительно, бизнес по продаже по каталогам в огромной стране все еще остается делом доверия»: заказывать товары в России клиенты могут только после предоплаты.