Разногласия относительно войны против Ирака нанесли большой ущерб отношениям между союзниками по НАТО. ЕС теперь собирается создавать свои собственные оборонительные структуры и вызывает в связи с этим заметное недовольство со стороны США и альянса. Не дрейфует ли альянс в направлении своего развала?
ARD: Господин Куят, Европейский союз собирается в будущем проводить военные операции самостоятельно. Как Вы считаете, это целесообразно?
Гаральд Куят (Harald Kujat): Это не ново, такой вариант существовал и раньше. Впрочем, главным приоритетом должна оставаться всегда НАТО.
ARD: Но новое соглашение предусматривает, что ЕС в будущем будет обязан сначала испрашивать разрешение у НАТО прежде, чем проводить собственные операции. Какие последствия может иметь это для операций, проводимых ЕС?
Куят: Сначала следовало бы уяснить, собирается ли НАТО или нет брать на себя ответственность за подобную операцию. Если нет, и Европейский союз готов брать на себя политическую и стратегическую ответственность, то это тогда должно происходить на базе того, что мы называем принципом Берлин-плюс. Это означает, что НАТО в таком случае предоставляет в распоряжение ЕС свои военные возможности, а также структуры управления и планирования. Третий вариант - это, когда Европейский союз проводит операции автономно, например, при эвакуации граждан из стран Европы из кризисных регионов или в рамках операций, подобных той, что недавно проводилась в Африке.
ARD: Операции по эвакуации граждан ЕС из кризисных регионов могут проходить в условиях большого дефицита времени. Что же ЕС и в этом случае обязан запрашивать разрешение у НАТО?
Куят: ЕС и НАТО - две организации, имеющие разную структуру и разные задачи. Но в военно-политических вопросах существует единогласие и поддерживается очень тесный и постоянный контакт. В этом плане вопросов не возникнет, это часть нашей повседневной деятельности. И тут говорить о потере времени вообще не приходится.
ARD: А вообще-то США хотели бы предоставить ЕС право принимать решения на проведение полностью самостоятельных операций?
Куят: Это вопрос, который решают не Соединенные Штаты, а государства-члены Европейского союза. Но, конечно, важно, чтобы важные внешнеполитические вопросы обсуждались в предельно открытом диалоге с НАТО, а, таким образом, и с США. Это в интересах обеих организаций.
ARD: Почему США так скептически относятся к проведению самостоятельных военных операций со стороны ЕС?
Куят: Они относятся скептически не к самостоятельным военным операциям, просто есть сомнения, и не только у США, по поводу создания дублирующих структур. Это может приводить к ненужному усложнению процесса принятия решений, да и вообще появляются излишние структуры, которые мы не можем позволить себе. У всех государств по одной армии, а ее подразделения будут задействованы в НАТО или в Европейском союзе. Нет никакого смысла создавать параллельные структуры. Особенно в то время, когда не видно никакого энтузиазма выделять больше денег на вооруженные силы и повышение их боевых возможностей. Помимо этого не следует забывать, с каким трудом все это доставалось. Принцип Берлин-плюс, как это показала Македония, функционирует. Там ЕС взял ответственность на себя, а НАТО поддержала его. Возможно, точно так произойдет в будущем году и что касается Боснии.
ARD: Вашингтон, со своей стороны, часто выражает недовольство тем, что усиление военной составляющей ЕС ослабляет НАТО. С другой стороны, Вашингтон точно так же часто подвергает критике то, что Европа делает недостаточно для обороны. Тут что-то не сходится?
Куят: Тут все сходится, если повышение военных возможностей европейских партнеров по альянсу идет, в конечном счете, на пользу всем, государствам, входящим в НАТО и в ЕС.
ARD: Американцы опасаются того, что вследствие самостоятельности ЕС в военном плане они теряют свое господствующее положение как военная держава, по крайней мере, в Европе?
Куят: Не думаю, что это так. Американцы остаются единственной мировой державой, способной действовать по всему миру. Европейцам в обозримом будущем догнать американцев в плане военных возможностей не представляется возможным. Это и не является нашей целью, в том числе и целью, которая бы ставилась в НАТО. Чего мы не хотим допустить, так это того, чтобы разница между военными возможностями европейцев и американцев становилась еще больше. Поскольку это ведет к тому, что Соединенные Штаты все чаще начинают подыскивать себе партнеров по коалиции, которые бы располагали сравнимыми возможностями.
ARD: США заявили, что намерены изучить целесообразность содержания военных баз в Европе и, по возможности, закрыть их. В связи с этим под угрозой оказываются рабочие места и в Германии. Насколько мощным является это средство оказания давления, которое находится в руках Вашингтона?
Куят: Американцы в своей политике очень прагматичны. Что в данном случае происходит, так это то, что изучается вопрос, насколько нынешняя дислокация войск отвечает изменившимся геостратегическим условиям. Риски теперь связаны не с конфликтом по линии Восток-Запад, такого конфликта не существует. Риски связаны с Кавказом, Средним и Ближним Востоком. И американцы пытаются отвечать на это соответствующей дислокацией своих войск.
ARD: Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) потребовал большего присутствия НАТО в Ираке. Что Вы об этом думаете?
Куят: Многие однозначно поддержали государственного секретаря. Я тоже убежден в том, что это было бы правильно из военно-политических и стратегических соображений. Это тот вопрос, которым мы займемся вплотную в ближайшее время, и я думаю, что решение будет принято. Здесь затрагиваются важные военно-политические интересы европейцев.
ARD: А как могло бы выглядеть присутствие НАТО в Ираке?
Куят: Есть разные возможности. Самая вероятная, когда НАТО возьмет сектор, например, международный сектор, где в настоящее время задействованы войска Польши.