26 декабря 2003 года. Вступая в год президентских выборов, президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) видит на экономическом небосклоне, пожалуй, всего одно облако: падающий доллар США. Все более острые экономические дебаты разгораются вокруг вопроса: выпадет ли из этого облака питательный дождик в форме растущего американского экспорта и воссоздания рабочих мест в промышленности, или же Соединенные Штаты захлестнет потоп нарастающих ставок процента и увеличивающегося быстрыми темпами бюджетного дефицита?
Последние сообщения о быстром экономическом росте в третьем квартале, росте потребительских расходов и увеличении персональных доходов почти никак не способствовали тому, чтобы сдвинуть с места рекордно низкий курс доллара относительно евро, который принят в 12 европейских странах. За последние 3 года курс доллара относительно евро упал примерно на треть, причем только в текущем году - на 15%. За прошедшие 23 месяца доллар упал на 11% относительно валют всего мира. Аналитики ожидают, что эта тенденция сохранится на протяжении большей части следующего года, если не на более длительный период.
Пока что, как утверждают экономисты, падение курса доллара является в целом благом для экономики США, ибо на мировом рынке цена произведенных в Америке товаров и услуг снижается, стимулируя экспорт при одновременном сокращении импорта. Действительно, падение курса доллара, ставшее заметным 2 года назад, способствовало тому, что в промышленности удалось сохранить до 700000 рабочих мест. До тех пор, пока инфляция остается низкой, давление на Федеральную резервную систему в пользу повышения краткосрочных ставок процента, которые являются сегодня самыми низкими за всю историю, будет незначительным.
Однако растет озабоченность, особенно на Уолл-стрит, что падение курса доллара неизбежно приведет к росту долгосрочных ставок процента, и некоторые аналитики считают, что это падение даже может вынудить федеральное правительство поднять ставки процента по сравнению с запланированным показателем. В таком случае может замедлиться восстановление дремлющей экономики, возрасти и без того уже рекордный дефицит федерального бюджета, а также, возможно, вновь проявиться экономическая проблема, которой не видели почти 20 лет: инфляция. В этом сценарии иностранные инвесторы резко прекратят покупать становящийся все более слабым долар, ставки процента взлетят вверх, чтобы вернуть инвесторов обратно, а дефицит бюджета достигнет небывало больших величин, когда правительство будет пытаться выплатить проценты по своему четырехтриллионному долгу населению.
Дэниэл Тарулло (Daniel K. Tarullo), профессор права Джорджтаунского университета и бывший советник по мировой экономике в клинтоновском Белом доме, сказал: "Пока что регулирование курса валют происходит очень плавно. Но риск остается".
Чарльз Минтер (Charles L. Minter), менеджер общего фонда компании "Comstock Partners Inc." в городе Ярдли (Yardley), штат Пенсильвания, оценивая грозящий рост ставки процента, был более выразительным: "Если люди не хотят держать доллары, придется платить им больше, чтобы они не избавлялись от них. Мы очень озабочены".
Двойной дефицит - отрицательный баланс внешней торговли, приближающийся к 500 млрд. долл. в 2003 году, и примерно такой же дефицит федерального бюджета - неизбежно болезненно скажется на экономике США в форме растущей ставки процента и замедления роста уровня жизни.
В экономическом анализе фирмы "Roach" на конец текущего года сказано: "Устойчивое восстановление невозможно базировать на постоянно падающих ставках сбережения и постоянно растущем долге".
Однако на сегодняшний день иностранцы, особенно правительства азиатских государств, продолжают покупать американские акции, облигации и доллары, финансируя двойной дефицит и поддерживая наплаву правительство США. Иностранные правительства и инвесторы сегодня имеют авуаров на 2,5 трлн. долл. США больше, чем имеют иностранных авуаров американцы, заявил Уоррен Баффетт (Warren E. Buffett), президент компании "Berkshire Hathaway Inc.". По данным министерства торговли США, в октябре с.г. иностранцы купили американских ценных бумаг и других авуаров на 27,6 млрд. долл. больше, чем продали американцам, что на 560% больше, чем в предыдущий месяц. И этот резкий скачок произошел как раз тогда, когда начали выкристаллизовываться страхи в связи с падением курса доллара. Таким образом, по мнению многих международных экономистов, судный день (для американского доллара) откладывается, по всей видимости, на более поздний срок в нынешнем десятилетии, то есть после президентских выборов 2004 года.
По правде говоря, главным вопросом в связи с американским долларом не обязательно является вопрос, почему он так резко упал в отношении евро, но почему он так долго остается таким сильным, в то время как Соединенные Штаты накапливают внешнеторговый дефицит.
В типовом случае, одним из путей сокращения текущего дефицита является экономический спад, когда падают потребление и инвестиции, а импортируется все меньше товаров и услуг. Другой путь - уменьшение стоимости валюты страны, чтобы экспорт на мировые рынки стал дешевле, импорт дороже, и тогда торговый дефицит начнет постепенно уменьшаться.
Сегодня невозможно точно предсказать, что случится с долларом. Для политика, вступающего в год выборов, важен другой вопрос: когда?
Суперинвесторы Уоррен Баффетт и Джордж Сорос (George Soros) в ожидании продолжения падения курса доллара уже начали покупать иностранные валюты. Сегодня особенно хорошо продаются на мировых рынках золото и редкие металлы; цена на золото является самой высокой за последние 8 лет, тогда как цена на палладий - самой высокой за последние 23 года. Это может свидетельствовать, что иностранцы, возможно, избавляются от деноминированных в долларах авуаров и покупают более надежный товар. Ранее в этом месяце министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии предлагал Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) поднять деноминированную в долларах цену на сырую нефть, поскольку мировая цена нефти сбивается слабым долларом.
"Почему люди продолжают покупать доллары? - вопрошает Джес Блэк (Jes Black), аналитик валютных проблем в финансовой группе MG. - Доллар живет на прежнем доверии к нему. Все дело в психологии масс, и когда все согласятся, что имеется проблема, проблема будет".