Сара Дейли - бывший аналитик антитеррористического управления ЦРУ, ныне эксперт по терроризму в "RAND Corporation"
Сейчас, когда в Соединенных Штатах объявлен второй по степени опасности уровень террористических угроз - оранжевый, наилучшим способом защиты нашей родины будет хорошая разведывательная деятельность, а не применение военной силы. Сбор информации является наиболее мощным оружием в деле уничтожения террористических сетей и предотвращения атак.
США и другие государства охотятся за небольшими и зачастую несвязанными друг с другом группами и отдельными террористами, которые скрывают свои личности и проявляют себя только на короткие промежутки времени, для проведения террористических атак.
Большое внимание в борьбе с терроризмом уделяется военным возможностям. Мы ожидаем, что самолеты, танки, вертолеты и хорошо вооруженные солдаты защитят Америку и нанесут поражение врагу. Однако использование на полную мощь вооруженных сил, авиации, флота и морских пехотинцев для повседневной борьбы с терроризмом редко оказывается успешной стратегией, как дома, так и за рубежом. Нет сомнений в том, что США обладают военной мощью для сокрушения врага на поле боя, однако в борьбе с терроризмом главной задачей становится обнаружение противника на поле боя, не имеющим границ.
Успешное предотвращение терроризма зависит от сбора точной информации и срыва действий террористов - зачастую без информирования об этом общественности. Известными становятся лишь неудачи, к которым добавляется ощущение того, что мы совершенно не можем себя защитить.
Террористы, как видно из определения, терроризируют нас, и они хотят, чтобы мы чувствовали себя беспомощными и беззащитными перед угрозой их атак. Они хотят, чтобы мы верили, что их атаки могут происходить без предупреждения и в любом месте - чтобы мы даже и не пытались предсказать непредсказуемое. Они надеются, что, заставив нас принять философию пораженчества, они смогут победить нас.
На самом деле, для борьбы с терроризмом мы уже сделали и можем еще сделать очень многое. Последние террористические акты, совершенные "Аль-Каидой" и симпатизирующими ей исламскими экстремистскими группировками, имеют общие признаки, которые могут быть определены разведывательными органами, работающими в тесном сотрудничестве с местной полицией и службами безопасности, как в Соединенных Штатах, так и за их пределами.
Одним из таких признаков является то, что "Аль-Каида" передает местным исламским группировкам в таких странах, как Марокко, Саудовская Аравия и Турция, все больше полномочий для нападения на американцев и их союзников.
В некоторых случаях исполнители, осуществляющие атаки, неизвестны местной полиции, так как "Аль-Каида" часто использует для своих акций людей, чью личность установить невозможно. Однако в остальных случаях террористы обычно известны полиции тех мест, где они действуют, так как "Аль-Каида" для успешного проведения операций обычно привлекает более опытных оперативников. И тут местная полиция может сыграть очень важную роль в предотвращении будущих атак. В большинстве случаев, полиция знает о деятельности местных экстремистских группировок, и зачастую имеет информацию об их членах.
Мониторинг деятельности местных экстремистов в конкретных странах может осуществляться непосредственным наблюдением и другими методами, не выходящими за рамки закона. Все это может дать местной полиции преимущество перед террористами. Осуществляя вышеупомянутый мониторинг, местные правоохранительные органы не смогут предотвратить все террористические атаки, однако они смогут значительно усложнить деятельность террористов, разрушая их сети и создавая неблагоприятную для них обстановку. Как известно из прошлого опыта, в подобной ситуации террористы либо прекратят осуществлять свои атаки и начнут менять свою стратегию, либо вообще свернут операции.
Полиция должна напряженно работать не только над преследованием лидеров террористов после совершенных терактов, но и над предотвращением будущих атак. Усилия полиции по обнаружению признаков террористической деятельности и по идентификации отдельных террористов нанесут существенный урон способности террористов сеять чувство неопределенности и страха.
"Войне" с терроризмом на самом деле больше подходит сравнение с длительной и непрерывной борьбой с преступностью, которую ведут полицейские управления всего мира. Главная роль в этой борьбе с терроризмом принадлежит не солдатам, а полицейским.