Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ирак - "новый Вьетнам"?

Пока нет. Но риск повторения катастрофы нельзя исключить

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Является ли Ирак «новым Вьетнамом"? Этот часто задаваемый в наши дни вопрос подразумевает более определенные вопросы. Завязли ли мы в новом болоте? Обрекаем ли мы тысячи молодых американцев на преждевременную смерть? Сбились мы вновь с намеченного пути? Детальный анализ примеров Ирака и Вьетнама позволяет понять пределы любой аналогии. Но параллели найти нетрудно: «Наши военные противостоят террористам в Ираке и Афганистане и в других регионах с тем, чтобы наш народ не сталкивался с терактами в Нью-Йорке, Сент-Луисе или Лос-Анджелесе». С этим заявлением Джордж Буш выступил 26 августа 2003 года. А вот высказывание Линдона Джонсона от 1966 года: «Если мы не остановим «красных» в Южном Вьетнаме, то завтра они будут на Гавайях, а на следующей неделе они будут в Сан-Франциско».

Является ли Ирак «новым Вьетнамом"? Этот достаточно часто задаваемый в наши дни вопрос подразумевает более определенные вопросы. Завязли ли мы в новом болоте? Обрекаем ли мы тысячи молодых американцев на преждевременную смерть? Сбились мы вновь с намеченного пути? «История не повторяет себя, в лучшем случае у нее есть параллели», - это высказывание приписывается Марку Твену. Мудрое предупреждение.

Детальный анализ примеров Ирака и Вьетнама позволяет понять пределы любой аналогии. Но параллели найти нетрудно: «Наши военные противостоят террористам в Ираке и Афганистане и других регионах, чтобы наш народ не стал жертвой терактов, подобных тем, что были совершены в Нью-Йорке, Сент-Луисе или Лос-Анджелесе». С этим заявлением Джордж Буш выступил 26 августа 2003 года. А вот высказывание Линдона Джонсона от 1966 года: «Если мы не остановим «красных» в Южном Вьетнаме, завтра они будут на Гавайях, а на следующей неделе - в Сан-Франциско».

Заявления двух президентов, каждый из которых обременен непопулярной войной, обнаруживают схожесть ситуаций. Война в Юго-Восточной Азии была приоритетной темой трех президентских выборов - с 1964 по 1972 гг. Похоже, в 2004 году аналогичную роль сыграет Ирак. Во внутриполитическом контексте также есть много параллелей. Спорные и неточные сведения спецслужб, собранные в политических целях, плюс надуманные предлоги для начала обеих войн. Каждая из этих войн вызвала глубокие разногласия внутри страны, президенты же были настроены в пользу войны и проповедовали абсолютную ее необходимость, обещав завершить ее в кратчайшие сроки.

Размышления о параллелях, равно как и о различиях обеих войн поучительны. В военном отношении сравнивать Ирак с Вьетнамом трудно. Во Вьетнаме враг был внушителен, речь шла о коммунистическом и националистическом движении, которое победило французскую армию, благодаря которому Северный Вьетнам получил независимость. Это движение воспринималось многими вьетнамцами как законный защитник их национальной самобытности. И это движение рассматривало США как новую колониальную державу, пытавшуюся лишить вьетнамцев их суверенитета.

В ходе той войны СССР и Китай, две индустриальные державы, начали оказывать помощь вьетнамскому движению сопротивления. Партизаны также пользовались поддержкой Лаоса и Камбоджи, особенно учитывая тот факт, что Хо Ши Мин разрешил им транспортировать советские и китайские грузы через территорию Северного Вьетнама, которые были адресованы отрядам сопротивления, воюющим с американцами на Юге. Чтобы переломить ситуацию, США в разгар войны отправили во Вьетнам 550 тысяч военнослужащих (в Ираке сейчас размещено всего 130 тысяч солдат армии США), осуществили массированные бомбардировки и создали колоссальные военные базы в Южном Вьетнаме, а также разместили американских солдат в каждом районе и каждой области.

И, тем не менее, американцам тогда противостояла мощная армия Северного Вьетнама, которую не запугала огневая мощь американцев и атаки с вертолетов. Иракские отряды, которые убивают американцев сегодня, похоже, располагают большим количеством боеприпасов, по пока у них нет какой-либо налаженной сети для пополнения запасов, которая была бы сопоставима с Северным Вьетнамом. У иракцев нет также организованных воинских подразделений. За 10 месяцев войны в Ираке потери США составили 471 человека, в то время как за первые 10 месяцев после высадки боевых отрядов во Вьетнаме США потеряли почти 2 тысячи военнослужащих. Всего же за годы войны во Вьетнаме погибли 58 тыс. 300 американцев, что составляет половину потерь США в Первой мировой войне. Естественно, никто не ждет от иракской войны такого же большого числа потерь.

Контексты для этих двух войн также различны. Война во Вьетнаме началась на фоне «холодной войны». Администрация США тогда стремилась нанести Северному Вьетнаму поражение, которое должно было приостановить распространение коммунизма во всем регионе. Мы опасались тогда, что поражение во Вьетнаме будет сопровождаться утверждением коммунизма в других странах Азии. Эта «теория домино», к счастью, показала свою несостоятельность в 1975 году, когда мы потерпели поражение в войне во Вьетнаме.

По словам отставного армейского генерала. Уильяма Одома (William Odom), который ранее был директором Агентства по Национальной безопасности, на президентов Джона Кеннеди и Джонсона оказывалось сильное давление с тем, чтобы США продолжали войну во Вьетнаме. Напротив, решение о войне в Ираке было принято администрацией Буша без всякого давления с чьей-либо стороны. Во время начала войны в Ираке не наблюдалось такой огромной поддержки общественного мнения, которая была в начале войны во Вьетнаме.

И все же в чем-то Ирак похож на Вьетнам. Во Вьетнаме стратегическая цель состояла в том, чтобы не допустить распространения коммунизма в Юго-Восточной Азии. Война была затеяна, чтобы вынудить Хо Ши Мина и его товарищей в Северном Вьетнаме заключить мир, который превратил бы Южный Вьетнам в нового союзника США по модели Южной Кореи. Но Хо отказался одобрить эту идею, и США вынуждены были искать другой вариант. Итак, США пытались тогда создать независимый Южный Вьетнам, который противостоял бы мощному местному противнику.

Страна, которую мы пытались поддерживать, была искусственным образованием. Лидеры, которых мы поддерживали, были коррумпированы и слишком часто ненадежны. Они не пользовались особой популярностью в народе. Применение военной силы со стороны США не могло привести к благоприятному для американцев исходу, потому что это была политическая борьба, а у нас не было политических инструментов для того, чтобы выиграть. Мы не имели средств, которые могли бы обеспечить достижение цели.

Мы можем столкнуться с подобной проблемой в Ираке, где первоначально объявленная цель состояла в том, чтобы свергнуть жестокого диктатора и уничтожить разработанное им оружие массового поражения. На этот раз начальная стадия войны не вызвала сложностей: армия Саддама Хусейна не особо сопротивлялась. Сам арест Саддама оказался делом более трудным, чем мы предполагали. Но оружие массового поражения найдено не было. Если это оружие так и не будет обнаружено, потеряет смысл первоначально объявленная цель войны.

Так что была объявлена новая миссия: создать демократический Ирак, который будет моделью для арабского мира и островком политической стабильности в неспокойном регионе. Авторы этой войны нас заверили в том, что достижение этой политической цели будет делом нетрудным. «Нас будут приветствовать как освободителей», - заявил в марте, в канун войны, вице-президент США Ричард Чейни. При этом многие американские официальные представители обещали, что иракские диссиденты, находящиеся в изгнании, помогут нам быстро сформировать новый багдадский режим.

Но администрация США не подготовила почти никакого серьезного плана для послевоенного переходного периода. Звучали предостережения о недопустимости попытки решить проблему кавалерийским наскоком. В 1998 году президент Буш-старший и его советник по национальной безопасности Брент Скоукрофт (Brent Scowcroft) написали книгу, в которой оправдывали свое решение не брать Багдад в конце войны в Персидском заливе в 1991 году. В той части книги, которую написал Буш-старший, отмечается: "Попытка свержения Саддама и расширения масштабов войны приведет к большим людским потерям и политическим затратам. . . США могут оказаться оккупационной силой на враждебной территории".

Сегодня США оккупировали разделенный Ирак, где соперничающие шииты, сунниты и курдская община нервно следят за нашими действиями. Хотя мы пытаемся сформировать правительство, которое позволит нам вывести войска, тем не менее до сих пор нет какого-либо плана, который бы указывал нам путь к завершению иракского кризиса. То же самое произошло во Вьетнаме. Недавно один из высокопоставленных американских командующих в Ираке заявил, что у сегодняшней американской армии в Ираке есть много козырей, которых не было у военного командования США во Вьетнаме. Этот высокопоставленный чиновник, который давал интервью на условиях анонимности, заявил, что нынешняя миссия в Ираке является почти для всех его подчиненных второй или третьей операцией по созданию основ новой государственной власти. Ранее они уже выполняли подобные задачи в Гаити, Боснии или Косово.

Если мы говорить о трудном пути к достижению политической цели, то налицо схожесть ситуации в Ираке и Вьетнаме. Например:

- Официальный оптимизм.

Джонсон не уставал заверять американцев в том, что во Вьетнаме все идет по плану. Такой же оптимизм излучали ключевые представители его администрации и командующие на полях сражений. Но оптимистические прогнозы тогда так и не сбылись. Предсказание вице-президента Чейни о том, что «американцев встретят в Ираке как освободителей», также оказалось чрезмерно оптимистическим. Не сбылся также сделанный в мае прогноз Пентагона о том, что к концу лета в Ираке будет достаточно разместить лишь 30 тыс. военнослужащих армии США: сегодня в Ираке размещено 132 тыс. военнослужащих и еще 30 тыс. - в соседнем Кувейте.

- Изоляция армии США в Ираке.

Как и в ходе вьетнамской войны, в Ираке большинство американских сооружений находятся под охраной, вокруг них возведены высокие стены, они окружены колючей проволокой. Во Вьетнаме немногие американцы говорили по-вьетнамски. В Ираке лишь небольшая часть американцев говорит по-арабски, и контакты между жителями Ирака и американцами удивительно редки и весьма напряженны. Когда началась война во Вьетнаме, американцы мало знали о вьетнамской истории. Сегодня большинство американцев в Ираке также немного знают о сложной истории взаимоотношений шиитов и суннитов, а также о проблеме курдов, которая выходит за пределы Ирака, потому что немало курдов живет в Турции и Иране.

- Изоляция США в мире.

Роберт Макнамара (Robert S. McNamara), министр обороны в администрациях президентов Кеннеди и Джонсона, заявил в недавнем интервью, что если бы в 60-е годы США послушали совета своих союзников, призывавших не начинать войну во Вьетнаме, они могли бы избежать катастрофы. В 2003 году Великобритания присоединилась к войне против Ирака, но все другие традиционные союзники отказались нас поддержать. Вьетнамская война была непопулярной во многих частях мира. Иракская война также непопулярна в мире

- Примат политических соображений США.

Пока слишком рано делать выводы, но параллель уже напрашивается. В роли антивоенного кандидата - лидер Демократической партии. Администрация торопится передать власть в Ираке местному правительству к июлю, то есть до начала Национального совещания Демократической партии. Однако ведущие иракские шиитские лидеры выступают против плана США в его нынешнем виде, а перспективы самого плана остаются сомнительными.

Еще до начала войны администрация США искала способы использовать ее в своих политических целях. Главный политический советник президента США Карл Ров (Karl Rove) заявил в январе 2002 года, что американцы «верят в то, что Республиканская партия укрепит военный потенциал Америки и, таким образом, укрепит обороноспособность страны». Решение конгресса, дающее «добро» войне Буша в Ираке, было принято в октябре 2002 года, до промежуточных выборов. «Народ намерен знать до выборов, в чем состоит позиция его представителей», - объяснил республиканец Томас Дэвис (Thomas Davis) из Виржинии, который является председателем конгресса Республиканской комиссии.

Политические соображения также касаются взглядов администрации Буша на проблему финансирования войны. Такая же проблема довлела над Джонсоном в 60-е года. В течение нескольких месяцев администрация Буша отказывалась думать о расходах на войну в Ираке. Это исключило возможность какого-либо повышения налогов для финансирования войны, и теперь дефицит госбюджета увеличился на сотню миллиардов долларов.

Джонсон также не повысил налоги, чтобы оплатить войну во Вьетнаме, и это привело к нарушению баланса в экономике. В итоге - в течение последующего десятилетия в стране была высокая инфляция. Вьетнамская война подорвала американскую экономику, почти разрушила американскую армию и способствовала тому, что последующее поколение испытывало недостаток доверия к администрациям США. Нет никаких оснований утверждать, что война в Ираке приведет к таким же тяжелым последствиям, как война во Вьетнаме. Пока еще сохраняется шанс на успех миссии в Ираке, включая создание нового демократического Ирака. Но нужно сделать так, чтобы параллелей между Ираком и Вьетнамом не становилось больше.

* Роберт Кайзер - ассоциативный редактор газеты "Вашингтон пост", освещал ход войны во Вьетнаме в 1969-1970 гг.