Заветная мечта Европы о еще более тесном союзе мертва. Причина не в том, что в проекте конституции Европейского Союза не было упомянуто слово "федерализм". Причина и не в Ираке. Так же причина и не в разногласиях, существующих между проамериканской "Новой Европой" и более скептично настроенной "Старой Европой". Она даже не имеет никакого отношения к самым последним разногласиям по поводу права голоса различных стран. По мнению некоторых экспертов, реальной причиной разногласий является Россия.
С точки зрения большинства европейских стран, Россия в настоящее время находится на подъеме, развивая экономику и сближаясь с Западом. Европа рада, что у нее есть надежный поставщик нефти и газа. Берлин и Париж были особенно счастливы обнаружить в лице Москвы союзника в противостоянии абсолютному отсутствию дипломатии у администрации Буша (Bush).
Совершенно по-другому смотрят на это страны Восточной Европы. Калининградская область является зоной экономической катастрофы, местным центром организованной преступности - и крупнейшей российской военной базой. Рядом находятся падшие государства - Белоруссия и Молдавия, которых Россия считает своей ближайшей заграницей, и ситуация в которых скорее всего будет лишь ухудшаться, а не улучшаться. А президент Владимир Путин? Для восточных европейцев он является вышедшим из КГБ автократом, на стороне которого в новой Думе выступают и новая агрессивная националистическая партия "Родина", и поднимающая голову Либерально-демократическая партия печально известного своей ненавистью к иностранцам Владимира Жириновского. Все они говорят об усилении влияния России.
Эти коренным образом отличающиеся взгляды на Россию и являются клином, вбитым между Новой Европой и Старой, между Востоком и Западом. На самом деле, считает бывший министр иностранных дел Эстонии, ныне депутат парламента Тоомас Хендрик Илвес (Toomas Hendrik Ilves), раскол Европы из-за Ирака в значительной мере переоценен. "У нас практически нет разногласий с Европейским Союзом из-за отношений с Соединенными Штатами. Проблемой, которая по-настоящему разделяет Новую и Старую Европу, является опасное, наивное и умиротворенное отношение Запада к России".
Восточная Европа имеет долгую историю отношений с Россией. Москва с большой неохотой приняла независимость вступающих в мае в Евросоюз восточноевропейских и прибалтийских государств, которые были оккупированы Красной Армией после второй мировой войны и вплоть до краха коммунизма в 1989 году. Даже сегодня Москва ведет масштабную дипломатическую войну с Латвией в интересах находящейся в этой стране крупной русскоязычной диаспоры. Западная Европа, возможно, считает, что представители Восточной Европы - параноики. Восточные европейцы говорят, что они просто реалисты.
Их беспокоит не военное нападение. "Прямое военное вмешательство маловероятно, по крайней мере в ближайшее десятилетие", - считает бывший министр обороны Польши Януш Онышкевич (Janusz Onyszkiewicz). Гораздо большую озабоченность вызывает отношение России к государствам, расположенным вдоль ее границ. Возьмите к примеру оккупированное российскими войсками Приднестровье - сепаратистский регион Молдавии. Там, по сообщениям "The Washington Post", пропадают ракеты, оснащенные "грязными" радиоактивными боеголовками. Тем временем пока еще свободная часть страны избрала неокоммунистическое правительство, имеющее крепкие связи с Москвой.
Соседняя Белоруссия, доведенная до нищеты, торгующая оружием страна с тоталитарным диктаторским режимом, практически полностью зависит от российских поставок нефти и газа. Если страна развалится - а многие эксперты считают, что это обязательно произойдет - то неизвестно, каковы будут последствия, и сыграет ли Россия какую-либо конструктивную роль. Политики-националисты, такие как лидеры партия "Родина" Дмитрий Рогозин и Сергей Глазьев, призывающие к возрождению советской империи, все активнее завоевывают поддержку российского общественного мнения. Вызывают тревогу и усилия Москвы по вовлечению Белоруссии и Молдавии в новый союз, идея которого проталкивается Россией, а также поддержка сепаратистских регионов Грузии.
В своих взаимоотношениях с все сильнее тяготеющей к авторитаризму Россией Европейский Союз просто не обсуждает озабоченность Восточной Европы. "Евросоюз слишком осторожничает и не обсуждает с Россией каких-либо серьезных вопросов", - говорит Онышкевич. В прошлом году запланированное Евросоюзом и Россией соглашение о безвизовом проезде в Калининград через Литву было отменено в последний момент благодаря усилиям Литвы и других близлежащих стран, опасающихся увеличения контрабанды, роста организованной преступности и иммиграции. Несмотря на возражения новых членов, между Москвой и Брюсселем все равно продолжаются переговоры о заключении соглашения о безвизовом перемещении. Когда Франция и Германия объединились с Путиным по Ираку, не проконсультировавшись с будущими членами Европейского Союза из Восточной Европы, поляки и другие нации увидели в этом отголоски прежних альянсов, в которых они не состояли.
Нынешнее руководство ЕС во главе с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) подтвердило их наихудшие опасения относительно потакания Путину. На состоявшемся недавно в Риме саммите России и Евросоюза члены ЕС не только не выполнили рекомендации Европейской Комиссии об осуждении ситуации в Чечне, которую правозащитные организации называют геноцидом. Когда журналисты задали Путину вопрос о Чечне, Берлускони положил руку на плечо Путину и вмешался в беседу. "Позвольте мне побыть вашим адвокатом", - сказал улыбающийся Берлускони Путину перед тем, как назвать вопросы журналистов "ложью Запада и сказками".
После вступления стран Восточной Европы в Европейский Союз разногласия по трансатлантическим отношениям и антитеррористическим вопросам будут терять свое значение. Но Россия продолжает оставаться актуальной проблемой. "Страны Восточной Европы не будут вступать в спор с Францией или Германией из-за американской политики, - считает Илвес. - Но если мы увидим, что ЕС проводит в отношении России политику, которая угрожает нам, мы выступим против".
Проблема заключается в том, что сегодня у замкнувшегося внутри себя Европейского Союза нет стратегического плана по поводу того, как стабилизировать ситуацию в России или неустойчивых соседях на Востоке. "Где она, ясная, последовательная, единая повестка дня ЕС, посвященная долгосрочному развитию отношений с Украиной, не говоря уже о Молдавии?" - спрашивает Хитер Граббе (Heather Grabbe), руководитель исследовательского отдела лондонского Центра европейских реформ. Страны Восточной Европы не постесняются пойти на конфликт, чтобы вынудить ЕС оказать им помощь или выработать политику "жесткой любви" по отношению к России.
Следующие несколько месяцев покажут, насколько жесткими настроены быть старые члены Евросоюза. Москва объявила, что не будет применять существующие договоренности о свободной торговле к новым членам ЕС. Это поставит страны Восточной Европы в очень невыгодное положение, которое они считают наказанием за вступление в ЕС - и они намереваются требовать от ЕС совместного ответа.
Те, кто думает, что новый, расширенный Европейский Союз будет просто более крупной версией доброго старого Евросоюза, ошибаются. И Россия все явственнее становится одной из причин этого.