Азия обретает новую экономическую мощь, ее успехи уже сегодня впечатляют, а ее будущее будет гораздо более многообещающим. Не исключено, что нам придется приспосабливаться к росту влияния Китая как к одному из важнейших вызовов нашей эпохи. Но Китай не одинок. Индия также стремительно развивается. В течение минувшего века США имели крупнейшую в мире интегрированную экономику. Другим доминирующим центром экономической деятельности была Европа, которая способна конкурировать с экономикой США.
Другой, относительно небольшой полюс могущества создается за счет Японии и ряда других стран Азии с высоким уровнем развития экономики. В 2002 году Северная Америка (за исключением Мексики) и страны Евросоюза обеспечили 59% мирового ВВП, причем доля США в мировом ВВП составляет 31%. Развитые страны Азии (включая Австралию и Новую Зеландию) обеспечивают еще 18% мирового ВВП, из которых 14% приходится на долю Японии. Все эти страны составляют менее шестой части мирового населения, вместе взятые они производят более трех четвертей мирового ВВП. Однако такое впечатляющее господство не сохранится надолго.
Население Китая и Индии, вместе взятых, превышает численность жителей любого континента, кроме самой Азии. Рост могущества этих двух стран, который является предвестником трансформации мировой экономики и неизбежного изменения политического порядка, будет таким же значительным, как и усиление влияния США, которое в свое время было вызвано промышленной революцией. Выход США на мировую экономическую сцену в конце XIX - начале XX веков привел к макроэкономическим потрясениям.
Однако в период после второй мировой войны мировой экономический порядок был умеренно стабилен. США являлись лидером, в то время как объединенная Западная Европа выступала в роли союзника и конкурента одновременно. Япония была третьим, но меньшим колесом мировой колесницы. Несмотря на редкие потрясения в пути, мировая экономическая колесница продолжала свое движение. Сегодня доля Китая и Индии в мировом ВВП остается незначительной. На долю Китая приходится около 4%, а на долю Индии - менее половины от этого уровня. Но экономика этих стран быстро набирает скорость.
Вероятно, к середине нынешнего столетия Азия будет доминирующим экономическим регионом планеты. Уже сегодня Китай и Индия выступают в роли весьма конкурентоспособных поставщиков широкого профиля товаров и услуг. В течение ближайших четырех десятилетий экономика Китая по своему объему будет способна конкурировать с экономикой США. В 2002 году Китай занимал уже первое место в мире по объему прямых иностранных инвестиций, уровень которых достиг 53 млрд. долларов. В то же время объем прямых инвестиций в экономику США составил лишь 30 млрд. долларов.
Китай также обладает вторым крупнейшим в мире резервом иностранной валюты, который составляет 400 млрд. долларов и уступает лишь Японии. Торговый дефицит США с Китаем составляет четверть всего торгового дефицита США. Китай также имеет небольшое положительное сальдо в торговле с Евросоюзом, но в то же время - дефицит в торговле с Японией и остальной частью Азии. В целом Китай импортирует комплектующие, средства производства и сырье, а экспортирует произведенную продукцию в высокоразвитые страны, в частности, в США.
Половина экспорта Китая обеспечивается за счет деятельности транснациональных компаний. Эта высокая степень интеграции Китая в глобальную систему производства должна уменьшить дискомфорт ее торговых партнеров. Огромные выгоды, которые обеспечиваются за счет дешевой рабочей силы Китая, также очевидны. И все же растет беспокойство по поводу экспорта. Стремительность роста экономики Китая делает этот процесс неизбежным. Уже сегодня Китай является четвертым крупнейшим в мире экспортером. Очень скоро эта страна будет третьим, после США и Германии, крупнейшим мировым импортером.
Всемирная Торговая Организация создала механизм, который способствует появлению в мире новых мировых экономических держав. Было бы полезным участие Китая в совещаниях на уровне министров семи самых индустриально развитых стран мира. И все же главным критерием должно быть не участие в международных институтах, а понимание общности интересов. Для того, чтобы мир успешно адаптировался к появлению новых экономических держав, мировые лидеры должны проявить мудрость и сдержанность. Они должны оглянуться назад, в хаос первой половины ХХ века. Затем они должны поклясться в том, что на этот раз ситуация будет развиваться в верном направлении.