"Чистая демократия", как ее некоторые именуют, - это когда большие толпы возмущенных граждан выходят на улицы и, скандируя лозунги, вынуждают коррумпированного лидера уйти в отставку. Это случилось в 1986 году на Филиппинах, когда был вынужден покинуть свой пост Фердинанд Маркос, и после этого такие проявления народного возмущения стали именоваться «народной властью». С того времени подобный сценарий не раз повторялся и, в частности, в 2000 году в Сербии народное движение вынудило Слободана Милошевича уйти в отставку.
Шесть недель назад по такому же пути развивались события в Грузии, когда Эдуард Шеварднадзе неожиданно быстро заявил о своей отставке с поста президента. На этот шаг его вынудило пойти народное возмущение, вызванное результатами парламентских выборов, которые, по мнению избирателей, были сфальсифицированы. Для тех, кто верит в торжество закона, в решимость народа, а также в триумф Добра над Злом, нет более вдохновляющего политического примера, чем тот 24 ноября ближе к полуночи, когда Шеварднадзе ушел, а улицы Тбилиси были заполнены радостью и фейерверком.
«У меня уже появилась своего рода ностальгия по тем временам, - заявил 21-летний местный студент Тико Нинуа. - Было тяжело стоять там каждый день под дождем. Но в той или иной степени было замечательное чувство, что мы объединились и все вместе делаем что-то общее для нашей страны».
Но народные восстания, подобные грузинскому, нередко могут сами создать новые проблемы. Нарушение законов - рискованное дело, даже если законы нарушаются во имя благородных целей. Как выяснили позже жители Филиппин, пример оказался заразительным, и в момент, когда демократический процесс терпит неудачу, возникает соблазн вновь нарушить закон.
В Грузии, как и на Филиппинах, лишенная своих привилегий элита может оказать сопротивление, чтобы сохранить свое влияние и богатство. В свою очередь, народ, почувствовав свою власть, может попытаться повторить опыт отстранения от власти неугодного правительства. Вооруженные силы, за которыми при недемократической смене власти остается последнее слово, становятся более опасными.
В заключительный день восстания в Грузии военные командующие предпочли не выводить на улицы столицы бронетехнику. Когда невооруженные митингующие штурмовали здание парламента, заставив Шеварднадзе покинуть здание через черный ход, они прошли сквозь ряды головорезов, полицейских с защитными щитами, а также сотрудников спецслужб и службы безопасности президента.
На Филиппинах армия играла важную роль в отстранении от власти Маркоса, и с тех пор в стране воцарилась нестабильность: время от времени звучат угрозы госпереворота, а также осуществляются попытки такого переворота. Новый президент Грузии Михаил Саакашвили также будет находиться в сильной зависимости от армии своей страны.
В 2001 году на Филиппинах были осуществлены две попытки отстранения главы государства от власти с использованием фактора народного возмущения. Эти попытки получили название «народная власть-2» и «народная власть-3». В результате одной из этих попыток был отстранен от власти непопулярный, но демократически избранный президент Джозеф Эстрада. Этот метод отстранения от власти был использован после того, как попытка его импичмента в Сенате оказалась неудачной. Филиппинцы заявили, что демократическая система дала сбой, и потребовали изменения курса правительства.
Вновь последнее слово было за генералами, а преемник Эстрады г-жа Глория Аройо, придя к власти, находилась под сильным давлением со стороны упрямых военных и возмущенных сторонников свергнутого Эстрады. «У нас проблемы с соблюдением законов начались после Edsa 1, - заявил политолог Алекс Магно, используя местный термин для упоминания о восстании 1986 года. - Каждая группа думает, что может говорить от имени народа, совершая мятеж или организуя бунт».
Если демократия определяется просто как выражение воли народа, то "народную власть" можно было бы назвать самой чистой ее формой, подобно тому, как самых талантливых исполнителей можно было бы определять особым счетчиком, регистрирующим силу аплодисментов. Проигравшая же сторона предпочитает именовать "народную власть" властью толпы, анархией или переворотом. Осажденные лидеры иногда считали целесообразным восстановить порядок путем применения силы. Такие попытки были предприняты в 1988 году Мьянме (бывшей Бирме), а в 1989 году на площади Тяньанмин в Пекине.
Переворот с использованием народного возмущения нередко называют последним средством, применяемым после того, как глава государства лишает свой народ гражданских прав, подавляет его свободы и фальсифицирует итоги выборов, как это сделал Шеварднадзе. Но массовость может быть обманчивой. В ежедневных демонстрациях, которые привели к отставке Шеварднадзе, участвовало не более тысячи человек. В самый разгар народного движения, продолжавшегося около трех недель, в этих митингах участвовало не более 35 тысяч человек, и это в стране, население которой составляет почти 5 млн. человек.
В воскресенье Саакашвили был избран на пост президента Грузии: более 1,5 млн. человек отдали за него свои голоса, и он назвал этот результат доказательством «высокой степени единения грузинского народа». Однако он, судя по всему, пришел к власти не в результате конституционного процесса, а благодаря расчетливой стратегии, четкой организации и кропотливой работе со скандирующими толпами на улицах.
«Я не знаю, является ли это новой политической наукой, но я знаю, что есть много факторов, от которых зависит успех такой тактики», - заявила Сара Мендельсон, старший научный сотрудник программ по Евразии и России Центра стратегических и международных исследований. По ее словам, в Грузии «проводились опросы общественного мнения, и представители оппозиции дисциплинированно осуществляли контроль за ходом выборов". То есть они использовали метод, который был удачно применен в других странах, и в итоге добились результата.
Сара Мендельсон выделила следующие компоненты, необходимые для успеха народного восстания: обучение, финансирование и международная поддержка оппозиционных группировок, формирование объединенной коалиции с четкой позицией, доступ к некоторым видам СМИ, осуществление быстрого параллельного подсчета голосов на выборах. Другое важное условие - нейтралитет правительственных сил безопасности.
В случае с Грузией все эти условия были выполнены. Однако теперь творческий потенциал и энергию нужно направить на то, чтобы разрешить проблемы, порожденные этим народным восстанием.