9 января 2004 года. По прошествии 9 месяцев после падения режима Саддама Хусейна (Saddam Hussein) становится все очевиднее, что разведывательные данные, использовавшиеся для оправдания войны против Ирака, были "причесаны" с тем, чтобы обосновать решения, которые практически уже были приняты в Вашингтоне, а затем в Лондоне.
Сегодня заслуживающий доверия доклад Фонда Карнеги за международный мир идет дальше и утверждает, что администрация Буша (George W. Bush) "систематически выдавала неверные данные об угрозе от иракского оружия массового поражения (ОМП) и о программах Ирака по созданию баллистических ракет".
Это убедительное свидетельство - пусть даже оно исходит от аналитической организации, которая всегда сомневалась в мудрости упреждающей войны против Ирака - должно снять покрывала с тревожных колоколов. Ведь, в конце концов, хорошие, объективно оцененные данные разведки являются единственной действенной защитой в кампании против международного терроризма; компрометировать эти данные - значит подрывать лучшую надежду на защиту.
Исследование Фонда Карнеги показывает не только то, что иракская угроза была раздута, но также и то, что данные разведки были сомнительными. Вашингтон усугубил все это, объединив предполагаемую угрозу от иракского ОМП с реальной угрозой от "Аль-Каиды" - не приведя никаких убедительных доказательств наличия связи между ними. Важным элементом доклада Фонда Карнеги являются свидетельства в пользу того, что американские и иные разведывательные ведомства в действительности располагали достаточно правдивой картинкой ядерных и ракетных возможностей Ирака, но "где-то в 2002 году на разведывательное сообщество начали оказывать неправомерное давление взгляды политиков".
Более того, США и Великобритания отвергли опыт инспекторов по вооружениям Организации Объединенных Наций, которые доказали свою способность вскрывать тайные иракские программы разработки вооружений. Напротив, более значительные по количественному составу инспекторские группы США, действовавшие на уже оккупированной территории, не сумели подтвердить заявления, которые в феврале прошлого года сделал в Совете Безопасности ООН государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell). Эта неудача в сочетании с неправильным использованием данных разведки подрывает всякое обоснование для превентивной войны - даже в обстоятельствах, которые в ином случае могли бы ее оправдывать.
В докладе Фонда Карнеги содержатся резонные предложения - например, предложение исключить из американской стратегии безопасности доктрину превентивной войны - хотя мало какие из этих предложений имеют шансы на процветание при нынешней администрации США. Доклад предлагает, чтобы руководство Центральным разведывательным управлением США осуществляли кадровые офицеры разведки, а не политические назначенцы, однако это, по всей видимости, не остановит преисполненного решимости чиновника от стремления настоять на своем; ведь, в конце концов, иракские "ястребы" базировали свою разведывательную информацию на данных специального подразделения Пентагона.
Однако он вполне справедливо привлекает внимание к актуальности задачи предотвращения попадания в руки террористов ядерных материалов с плохо охраняемых складов на территории бывших советских республик или из таких стран, как Пакистан и Северная Корея, которые "страдают от нестабильности, коррупции или отчаянно нуждаются в деньгах".
То, как вследствие сомнительной разведывательной информации была неправильно интерпретирована иракская угроза, должно сказать нечто большее не только администрации США, но и всем правительствам: что в их собственных интересах иметь государственные институты и процессы, которые бы не приводили к тому, что подданным высказывается предположение о том, что их правители все поголовно являются лжецами.