В 2003 году в политической жизни США стало модным использовать слово «ненависть». Это понятие использовалось не просто для того, чтобы выразить несогласие с Джорджем Бушем или критиковать его. Некоторые применяли это выражение в куда более широком смысле, а именно для того, чтобы заявить о своей постоянной ненависти к этому человеку. А некоторые даже хвастались по поводу того, насколько сильно они ненавидят Буша.
Эта ненависть к Бушу слева пока еще не выглядит более опасной, чем ненависть к Биллу Клинтону справа. Отличие лишь в том, что теперь налицо готовность открыто называть это «ненавистью» и клеймить Буша, используя выводы СМИ о том, что он отличается от других современных президентов. Взгляните на недавнюю главную статью журнала Time. В ней говорится, что Буш - это президент, которого «любят и ненавидят», президент, который «расколол страну на два противоположных лагеря даже в большей степени, чем его предшественники. Он - человек, к которому американцы питают двойственное отношение».
Звучит впечатляюще. Но вряд ли похоже на правду. Конечно, многие американцы выступают против Буша по самым разнообразным вопросам - от налогов до проблемы Ирака. Они считают, что он бесчестно расхваливал войну, и находят, что его косноязычие и напыщенность отвратительны. Джонатан Чейт (Jonathan Chait) в журнале New Republic оправдывает ненависть к Бушу следующим образом: «Буш - это тупица, у которого нет никаких моральных ограничений, когда дело касается личной выгоды, он знает только один принцип: блюсти интересы богатых и не обременен каким-либо вдумчивым анализом национальных интересов страны».
Однако лишь то обстоятельство, что многие эмоционально рассуждают о Буше, вовсе не должно означать, что страна расколота на сторонников Буша и его ненавистников. Многим американцам свойственна двойственность. Некоторые любят Буша, но им не нравится его политика, или наоборот. Взгляните на опрос общественного мнения, опубликованный в ноябре в Los Angeles Times (до того, как поимка Саддама повысила рейтинг Буша): 40% одобряют президента и его политику, 6% одобряют его политику, но при этом Буш им не нравится, а 28% хорошо относятся к нему, но им не нравится его политика. Остальным 20% не нравятся ни сам Буш, ни проводимая им политика.
Почти три четверти опрошенных поддерживают Буша или его политику. Интересно, могли ли в конце своего президентства похвастаться таким высоким рейтингом Рональд Рейган или Билл Клинтон? Естественно, нет ничего необычного в том, что президент подвергается суровой критике. Линдона Джонсона терпеть не могли из-за вьетнамской войны. А Ричарда Никсона еще до уотергейтского скандала заклеймили как бесчестного интригана (его прозвали "Хитрый Дик").
Джимми Картера высмеивали как некомпетентного президента, не способного справиться с экономикой и внешней политикой. Рейгана изображали крайне правым фанатиком, стремящимся демонтировать Новый курс (автор имеет в виду "Новый курс" /New Deal/ - предложенную президентом Рузвельтом в 1932 г. экономическую политику преодоления жестокого экономического кризиса 1929г. - прим. пер.).
По мнению оголтелых критиков, все эти президенты привели страну к национальной катастрофе. Но ни один из этих президентов не удостоился «ненависти». Для большинства американцев Буш ненамного отличается от своих предшественников. Поскольку в опросы прошлых лет не были включены соответствующие вопросы, мы не знаем, сколько американцев ненавидели предыдущих президентов страны. Но теперь этот вопрос задается, и ответы на него показывают, что лишь незначительное меньшинство, а точнее, несколько миллионов человек ненавидят Буша.
Проведенный в декабре 2003 года опрос показал, что его ненавидят лишь 3%. Возможно, Клинтона в период его президентства ненавидело большее число американцев, ибо в том же опросе 5% признаются в том, что сейчас они ненавидят сенатора Хиллари Клинтон. Поразителен главный вывод: большинство американцев не считают себя людьми, которые ненавидят. Если бы слово "ненависть" использовалось так же свободно, как, скажем в предложении «дети ненавидят шпинат», то выбор этого "чувства" можно было бы признать безвредным. Однако люди, которые утверждают, что ненавидят, имеют в виду именно ненависть, а это серьезно.
Это показывает, что мы вышли за рамки компромисса или даже - сосуществования. Различия здесь слишком существенны, чтобы их преодолеть. Подлинная политическая ненависть обычно выражается по отношению к настоящим тиранам, чьи отвратительные зверства нельзя ничем оправдать. Искажается не только язык. Как только разногласия превращаются в самопровозглашенную ненависть, недалеко и до ослепления. Вы видите одну единственную истину: лживость, эгоистичность, глупость и злонамеренность вами сотворенного злодея. Это утверждение было верным по отношению к ненавистникам Клинтона, оно верно и по отношению к ненавистникам Буша.
Небольшая армия экспертов и «говорящих голов» сконцентрировалась теперь на одной теме: грехи Буша, Чейни и их сторонников. Они говорят, что массированное снижение налогов и бюджетный дефицит разрушили экономику. Они также утверждают, что иракская война понадобилась команде Буша для достижения корыстных целей и что высокомерие этой команды оттолкнуло от нас иностранных союзников.
В конце концов, ненависть к Бушу говорит больше о тех, кто ненавидит, а не о том, кого ненавидят. Рьяные фанатики ненавидели Клинтона не просто потому, что он иногда лгал, совершил супружескую измену или пытался создать впечатление своего интеллектуального превосходства. То, что действительно приводило их в бешенство - так это его способность продолжать достигать успехов: он добился переизбрания, его рейтинг остался высоким, а все это ослабило позиции его противников.
Ненавистники Буша также не могут смириться с тем, что его популярность свидетельствует о том, что страна поддерживает его, а не их. Они боятся, что Буш обрекает их на политическую смерть. Однако ненавистники Буша неспособны заставить других разделить свою ненависть по отношению к Бушу.