11 января 2004 года. В последние несколько недель мы стали свидетелями примечательных перемен к лучшему в предотвращении некоторых из самых опасных глобальных угроз, связанных с распространением ядерного оружия. Вместо военных конфликтов Соединенные Штаты сегодня, кажется, встают на путь дипломатических решений, которые могут положить конец нарождающимся программам создания ядерного оружия в Иране, Ливии и, возможно, также в Северной Корее.
Пока не ясно, стали ли эти перемены возможными благодаря нашей победе или нашей неудаче в Ираке. Быть может, Иран и Ливия опасались, что станут следующими объектами нападения Соединенных Штатов? Также возможно, что Соединенные Штаты настолько увязли в Ираке, что администрация находит необходимым искать дипломатические решения.
Так или иначе, но прогресс в деле предотвращения распространения ядерного оружия налицо: Вашингтон сегодня ведет переговоры с режимами, которые он ранее обещал свергнуть.
Коротко напомню о событиях последних двух с половиной месяцев.
Северная Корея. На прошлой неделе северокорейское правительство предложило "заморозить" свои ядерные программы и не проводить никаких испытаний ядерного оружия в обмен на политические и экономические уступки со стороны США. В пятницу Пхеньян допустил на свои ядерные объекты американскую делегацию частных экспертов и бывших государственных служащих.
Ливия. Девятнадцатого декабря стало известно, что Ливия после девятимесячных тайных переговоров согласилась рассекретить и свернуть все свои программы разработки ядерного, химического и биологического оружия; ограничить дальность стрельбы своих баллистических ракет (менее 300 км); немедленно открыть страну для всеобъемлющих инспекций. Ливия также выдала своих поставщиков ядерных технологий. Если присовокупить сюда информацию из Ирана, официальные лица сегодня имеют возможность вскрыть международную сеть снабженцев и посредников, которые позволили обеим вышеназванным странам, а также и Северной Корее накопить высокотехнологичное оборудование для производства ядерных боеприпасов. Выяснилось, что главным поставщиком всех трех стран являлся Пакистан.
Иран. Двадцать первого октября Иран объявил, что приостанавливает когда-то секретную программу обогащения урана и разрешает расширенные инспекции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Это решение было принято после 2-дневных переговоров между иранскими официальными лицами и министрами иностранных дел Великобритании, Франции и Германии. Согласно сообщениям, европейские дипломаты в августе якобы предложили Ирану техническую помощь и гарантировали поставки ему ядерного топлива в обмен на полномасштабное сотрудничество с МАГАТЭ.
Все эти перемены имеют важные последствия. В последнее десятилетие многие видели в трех вышеназванных странах главную ядерную угрозу для всего земного шара. Всего в мире насчитывается до 30000 ядерных боеприпасов, которые в основном находятся в распоряжении России и Соединенных Штатов, а несколько сотен - в распоряжении Китая, Франции, Великобритании, Израиля, Индии и Пакистана. Все опасались, что обладателями ядерного оружия могут стать Иран, Ирак, Северная Корея или Ливия, и что какая-нибудь из этих стран применит это оружие в войне, станет угрожать его применением или же передаст его в руки террористов.
Насколько важно решение ливийских властей отказаться от своей ядерной программы? Оно знаменует собой первый за последние 30 лет случай, когда какая-либо страна добровольно прекращает свою ядерную программу, не меняя правящего режима. Ученые мужи заявляют, что Иран и Ливия пошли на сотрудничество из опасения разделить судьбу Ирака. Возможно, это так. Обе страны это отрицают. Но война с Ираком, безусловно, на них сказалась. Представляется очевидным, что главным для Ливии, Ирана и Северной Кореи являются деньги. Одним из главных условий нового соглашения с Европейским Союзом о помощи Ирану был его отказ от программы обогащения урана. Эта сделка стоит многие миллиарды долларов. Европейцы сегодня готовы использовать свою "мягкую силу" для принуждения к хорошему поведению стран, имеющих с Европой сильные экономические связи. Точно так же и Ливия много лет назад начала переговоры с Соединенными Штатами, чтобы с нее сняли международные и американские санкции. Ни Иран, ни Ливия не хотят, чтобы их считали изгоями. Они страстно желают восстановить экономические отношения с внешним миром.
Ясно и то, что сотрудничество между Европой и Соединенными Штатами позволило восстановить нужный баланс между военной силой и дипломатией. Американская угроза применения военной силы никуда не делась, но сегодня стала господствующей европейская стратегия дипломатических мер. Соединенные Штаты сегодня явно предпочитают не воевать, а вести переговоры.
Впереди еще много препятствий. Случай с Ливией демонстрирует, что Муаммар Каддафи (Moammar Gaddafi) понял, что для своего выживания ему нужны западные инвестиции и западные рынки. С Ираном дело обстоит несколько сложней, ибо там за власть борются различные фракции, каждая из которых, возможно, хотела бы тянуть время, понемногу уступая в вопросе ядерной программы в надежде возобновить ее когда-нибудь в будущем. Самый трудный случай - Северная Корея. Ее руководство настолько непостоянно, что ему нельзя верить. Администрация США по-прежнему не имеет единого мнения, следует ли ей вступить в переговоры или же свергнуть нынешний северокорейский режим.
Однако если администрации США удастся преодолеть нынешние внутренние разногласия и наладить тесное сотрудничество с международными партнерами, у нее в руках окажутся все необходимые инструменты для урегулирования всех трех дел, включая строгое соблюдение международных норм, требующих, чтобы новые страны не становились обладателями ядерного оружия, а также и внедрение в практику нового режима международных инспекций.
Кода будут разрешены проблемы распространения ядерного оружия, можно будет заняться другими, менее острыми ядерными проблемами. Например, как избавиться от хранящихся в России 20000 ядерных боеприпасов и 1000 т ядерных материалов оружейного качества прежде, чем они попадут в руки террористов "Аль-Каиды".