12 января 2004 года. По свидетельству государственного секретаря США Колина Пауэлла (Colin L. Powell), первой в 2004 году резолюцией по внешнеполитическим вопросам, которая была принята администрацией Буша-младшего (George W. Bush), стала резолюция о "расширении свободы". И не только в Ираке и на Ближнем Востоке: в опубликованной на страницах газеты "The New York Times" статье г-н Пауэлл обещал поддержать "консолидацию свободы во многих новых, но зачастую хрупких демократических государствах. . . Латинской Америки, Европы, Азии и Африки". Мы выражаем надежду, что эта поддержка пойдет дальше риторики, которая в первые 3 года правления г-на Буша-младшего слишком часто подменяла собой истинную борьбу за демократию, и что она будет осуществляться даже там, где Соединенные Штаты имеют интересы, которые соблазняют их к терпимости к автократии.
Одним из регионов мира, где участие - или неучастие - Соединенных Штатов может оказаться решающим, являются бывшие советские республики к западу и к югу от России. Целый ряд этих стран борется за установление демократии; в других правят автократы. Почти всем этим странам угрожает возрождающийся империализм Москвы.
Как показал недавний пример крохотной Грузии, демократия является наилучшей защитой от попыток российского президента Владимира Путина создать сферу влияния, где бы господствовал Кремль. Страны, в которых состоялись свободные и честные выборы, проявляют тенденцию к укреплению своей независимости и установлению хороших отношений с Западом, тогда как нестабильные автократические режимы с большей вероятностью поддаются г-ну Путину.
Возможно, ближе всех к переломной точке находится Украина. Как и в России, на Украине существует выборная демократия, запачканная коррупцией и тактикой жестких мер, а ее экономика извращена олигархическими кланами. Однако значительная часть населения Украины стремится к интеграции с Западом. Президента Леонида Кучму обвиняют в коррупции и в серьезных нарушениях прав человека. В последние месяцы он все ближе склоняется к г-ну Путину, разрешив России прибрать к рукам значительную долю украинского энергетического сектора и подписав с ней договор об экономической интеграции.
Сегодня г-н Кучма, кажется, ищет пути для свертывания демократии на Украине, чтобы продлить собственное пребывание во власти, когда в этом году закончится срок его президентства. В прошлом месяце его союзники в парламенте протолкнули в первом чтении проект поправки к конституции, которая предусматривает сокращение срока для следующего президента, а в последующем избрание президента не всенародным голосованием, а решением парламента - в котором прокучминские силы сохраняют контроль. Затем судьи, которых он назначил в верховный суд, постановили, что конституционный предел в два президентских срока не мешает г-ну Кучме оставаться президентом и дальше. Близкие дружки президента деланно утверждают, что они всего лишь двигают страну в направлении системы, в которой парламент будет играть более центральную роль, а г-н Кучма игриво заявляет, что "он пока еще не решил", стоит ли ему оставаться еще на один срок. Однако результатом его действий станет нейтрализация самого популярного политического деятеля страны, Виктора Ющенко, который, согласно опросам общественного мнения, выиграет следующие президентские выборы, если они будут честными.
На кону стоит нечто большее, чем стремление г-на Кучмы сохранить за собой власть. Г-н Ющенко популярен именно потому, что его имя связывают с теми украинцами, которые стремятся консолидировать независимую демократию и повести страну к интеграции с Европой. Г-н Путин, безусловно, с симпатией отнесется к развалу действующей системы г-ном Кучмой. Вопрос в том, станет ли администрация Буша-младшего в содружестве с Западной Европой оказывать эффективное противодействие этому процессу. В этом году в Украине свобода может быть консолидирована или она ускользнет сквозь пальцы. Исход, возможно, зависит от того, насколько хорошо будет выполнять свою резолюцию г-н Пауэлл.