Николас Гвоздев - ведущий сотрудник Центра Никсона и исполнительный редактор журнала "The National Interest"
Недавно избранному президенту Грузии Михаилу Саакашвили в один прекрасный день может показаться, что устранение Эдуарда Шеварднадзе от власти было самой легкой задачей. В предстоящем году ему придется решать проблемы, от которых будет зависеть выживание Грузии как независимого государства.
Краткосрочные меры - такие, как распродажа дорогостоящих вилл правительственных министров или лоббирование выделения помощи Европейским Союзом - не имеют отношения к фундаментальному для Грузии вопросу экономической зависимости от России.
По некоторым оценкам, из пяти с половиной миллиона граждан республики 1,2 миллиона законно или незаконно работают в России. Средства, которые они присылают домой, составляют, по мнению некоторых экспертов, более 50 процентов доходов страны. Грузия полностью зависит от российских поставок газа и электричества, необходимых как для предприятий, так и для жилых домов.
Когда государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) прибудет в Тбилиси для участия в церемонии инаугурации Саакашвили, которая состоится 25 января, будет важно, чтобы он прямо и открыто сообщил грузинскому руководству о том, на что готовы, а на что не готовы пойти Соединенные Штаты, чтобы изменить нынешнюю ситуацию.
США, несомненно, продолжат осуществление программы подготовки и оснащения грузинской армии, чтобы сделать ее более профессиональной и эффективной в борьбе с терроризмом. Америка будет продолжать оказывать помощь и работать над сокращением внешнего долга Грузии. Она подтвердит поддержку идеи территориальной целостности и независимости страны.
Однако Соединенные Штаты не собираются компенсировать зависимость Грузии от России. Они не будут оказывать Грузии такой помощи, какую они выделили Ираку. По крайней мере не в этом году.
Вашингтонские эксперты любят подчеркнуть значение Грузии в "Большой игре" по доставке каспийской нефти на западные рынки. Вместе с тем, у Грузии нет своих запасов, ее основное значение заключается в ее географическом положении и ее роли как транзитной страны.
Строительство, поддержка и охрана нефтепровода и перекачка нефти создадут небольшое количество рабочих мест, а ожидаемые транзитные пошлины покроют лишь часть грузинских расходов. Долгосрочное экономическое благополучие Грузии зависит от торговых взаимоотношений с восстанавливающейся и развивающейся экономикой России.
В обозримом будущем Грузия в НАТО приглашена не будет. И, как бы то ни было, членство в НАТО не означает потока инвестиций в страну. А председатель Европейской комиссии Романо Проди (Romano Prodi) сказал, что расширение Европейского Союза не перейдет границу западного побережья Черного моря. В общем, нет такого ковра-самолета, который мог бы унести Грузию от ее соседей и от России.
И мнение тех в Вашингтоне, кто считает, что мы должны поощрять проведение Грузией политики, нарушающей экономические и политические интересы России, и что при этом Россия будет продолжать субсидировать Грузию, тоже нуждается в проверке реальностью.
Действительно, что смогут сделать Соединенные Штаты, если российские компании решат прекратить поставки газа и электричества из-за неуплаты? Или если Россия решит выслать из страны большое количество грузинских рабочих? На самом деле, немного.
Самое полезное, что Вашингтон может сделать, это подтолкнуть Москву определить ее ключевые интересы в Грузии и оценить, насколько они могут быть удовлетворены без ущемления интересов Вашингтона.
Также будет полезно, если Соединенные Штаты серьезно задумаются о том, в чем заключаются их ключевые интересы в регионе. Российские эксперты также высказывают сожаление о том, что у России отсутствует ясно выраженная политика в отношении Грузии.
Однако можно представить, какой она могла бы быть:
- Грузия без иностранных - читай, американских или турецких - войск на ее территории;
- "Нейтралитет" по примеру туркменского;
- Более децентрализованная политическая система, которая позволит регионам, обладающим тесными экономическими и политическими связями с Россией, получить большую автономию;
- Более активное участие Грузии в организуемых Россией на евразийских пространствах экономических и политических организациях.
Очевидно, что такая политика не будет пользоваться популярностью в Грузии. Однако надежды некоторых грузин на то, что Россия просто "исчезнет", или что Соединенные Штаты заставят Россию уйти с Кавказа, являются фантазиями.
Темур Авалиани, глава одной из грузинских неправительственных организаций, опубликовал открытый призыв к Соединенным Штатам о помощи, который, однако, остался практически незамеченным в Америке.
Временный министр иностранных дел Тедо Джапаридзе, говоря о том, как следует нормализовать грузино-российские отношения, заявил, что "на некоторые условия Грузия пойти не сможет".
Главный вопрос сегодня - какие из этих условий будут неприемлемыми и для Соединенных Штатов? Именно это должны знать Саакашвили и его советники перед тем, как они предпримут шаги, которые радикально могут ухудшить экономическую ситуацию в Грузии и ослабить ее стабильность.