За неделю до Рождества агенты Министерства внутренней безопасности США заставили прилично одетую супружескую пару россиян выйти из автомобиля возле таможенного пункта на границе с Канадой, где последние собирались получить политическое убежище. На обоих супругов были надеты наручники, на самолете их отправили в Вашингтон, чтобы экстрадировать в Россию, власти которой выдвинули против них обвинение в незаконном присвоении миллионов долларов.
Александр Конаныхин и его жена Елена Грачева утверждали, что в России их жизнь окажется под угрозой. Но американские чиновники оставили без внимания заявление супругов, и доставили их самолетом из Вашингтона в Нью-Йорк для высылки из страны. 22 декабря, за несколько минут до посадки супругов на самолет рейсом на Москву, агентам, сопровождавшим их, позвонили по телефону. Федеральный судья распорядился повременить с депортацией. Сейчас Конаныхин находится в тюрьме в Арлингтоне, ожидая нового развития событий в своем продолжающемся уже 10 лет блуждании по лабиринтам американской судебной системы. Его супругу освободили из-под стражи 24 декабря.
С того момента, как Конаныхин в 1993 году прибыл со своей супругой в США, он переходил от одной крайности к другой. Сначала он был преуспевающим интернет-банкиром с квартирой в Уотергейте (район в Вашингтоне - прим. пер.), и в тот период он и его супруга имели по автомобилю BMW, затем попал под арест, позже стал политическим беженцем, затем вновь - удачливым бизнесменом, и теперь - опять в роли заключенного, ожидающего своей экстрадиции.
Следуя по такому пути, он заработал и потерял миллионы долларов и оказался под прицелом агентов ЦРУ и ФБР, военного прокурора России и даже подосланного российской мафией наемного убийцы, как следует из оглашенных на суде показаний. Однажды, в ходе судебного процесса по его иммиграции, расстроенный судья поднял вверх руки, заявив, что во рассматриваемом деле «так много ярких эпизодов, что оно могло бы быть положено в основу романа Тома Клэнси» (известный американский писатель, автор остросюжетных романов - прим. пер.).
Конаныхин поддерживал близкие деловые отношения с противниками президента Владимира Путина, он утверждает, что администрация США, продолжая процедуру депортации, способствует усилиям Путина по подавлению инакомыслия. Американские чиновники, однако, отрицают, что это дело является политически мотивированным. Нынешний эпизод в судебном деле Конаныхина начался 20 ноября, когда комитет по апелляции Минюста США пришел к выводу, что в случае удовлетворения давней просьбы правительства России о его экстрадиции он не столкнется с риском политического преследования.
Официальный представитель министерства внутренней безопасности Гаррисон Кортни отметил, что после этого решения агенты министерства приступили к поискам Конаныхина и выяснили, что он «покинул свое место жительства и, возможно, скрылся». По словам Кортни, изменение места жительства без уведомления правительства нарушает соглашение, подписанное в 1997 году между правительством и Конаныхиным. «Недавно было дано распоряжение о выдворении Конаныхина (из Соединенных Штатов), и мы обязаны выполнять этот приказ», - продолжал Кортни. Адвокат Конаныхина Майкл Маджо считает, что по закону в распоряжении его клиента имеется 10 дней, чтобы сообщить властям об изменении места жительства, и, по его словам, крайний срок еще не истек.
Официальный представитель Министерства внутренней безопасности заявил, что американские чиновники узнали о планах Конаныхин добиваться предоставления политического убежища в Канаде от канадского правительства, которое, согласно соглашению с США, не вправе предоставить убежище тем лицам, которым было отказано в этом праве в Соединенных Штатах. Конаныхин и Грачева в своих показаниях под присягой заявили, что более десятка агентов службы внутренней безопасности в масках вытащили их из автомобиля в тот самый момент, когда они направлялись к Мосту мира (Peace Bridge), контрольно-пропускному пункту в Буффало (штат Нью-Йорк).
Кортни подчеркнул, что при задержании агенты не превысили своих полномочий, что их было всего четверо и при этом ни один из них не был в маске. По его словам, агенты носят маски лишь в «экстраординарных обстоятельствах, но в этом случае не было ничего экстраординарного». Адвокат Маджо заявил, что арест нарушил подписанное между его клиентом и правительством соглашение, которое разрешает ему остаться в США в качестве условно освобожденного и работать «до окончательного исхода слушаний по его иммиграции».
«Я никогда не сталкивался с подобным случаем, - заявил Маджо. - Все, чего хочет мой клиент, - это покинуть США, чего власти и добиваются от него. Вы должны задаться вопросом, почему правительство тратит огромные средства на то, чтобы препятствовать отъезду этого человека в момент, когда страна находится в условиях возросшего риска терактов. Это почти советский стиль».
Экстрадиция в Москву была отложена в последнюю минуту решением судьи Эллиса (T.S. Ellis) из американского Окружного суда в Александрии. 22 декабря на чрезвычайном судебном заседании он заявил, что «поспешность, с которой истца и его супругу хотели выдворить из страны, была недопустимой». Грачева сказала, что чиновники Министерства внутренней безопасности ведут против нее и ее мужа «личную вендетту». «Это выглядит так, как будто над нами все время витает смертный приговор, - заявила она. - У нас нет сомнений в том, что Алексей будет подвергнут пыткам и убит сразу после того, как мы вернемся. Там уже нет никого, кто мог бы замолвить слово в нашу защиту».
Десять лет назад Конаныхин, одаренный студент Московского физико-технического института, был одним из тех молодых предпринимателей, которые сколотили свое богатство, скупив акции госпредприятий в момент распада советской супердержавы. По его собственному признанию, он стал мультимиллионером примерно к 25 годам, вел при этом роскошную жизнь в России и входил в окружение президента Бориса Ельцина.
В те дни Конаныхин сотрудничал с Михаилом Ходорковским, который позже стал самым богатым человеком России и главным акционером огромной нефтяной компании «ЮКОС». В октябре прошлого года Ходорковский, находясь в самолете, был арестован вооруженными российскими спецназовцами и помещен под стражу. Его арест рассматривается как политическая месть за финансирование партий, находящихся в оппозиции к Путину.
Золотые дни Конаныхина в России закончились в начале 90-х годов, когда он испортил отношения со своими деловыми партнерами. В 1993 российские правоохранительные органы обвинили его в незаконном присвоении миллионов долларов. Он отвергает эти обвинения и завялет, что подвергается преследованию за то, что боролся против коррупции в России и препятствовал расхищению миллионов долларов. В конце 1993 года Конаныхин и его жена переехали в Вашингтон. Однако он оказался в поле зрения американских и британских официальных лиц после того, как основал на Карибских островах Интернет-банк European Union Bank, который по данным властей США и Великобритании, был предназначен для незаконной перекачки миллионов долларов из России. Конаныхин отрицает факт нарушения законов и утверждает, что пытался создать законный оффшорный банк.
В этом деле Ходорковский был его главным покровителем. ЦРУ заинтересовалось Конаныхиным после получения сообщения о том о том, что он вовлечен в аферу по покупке гражданства для нескольких десятков выходцев из России в странах Латинской Америки, и это было частью плана по инвестированию 1 млрд. долларов в ценные бумаги в России. В июне 1996 года он был арестован в Уотергейте и обвинен в мошенничестве в сфере иммиграции.
Российское правительство потребовало выдачи Конаныхина по старым обвинениям в присвоении государственных средств, заявив, что он похитил 8,1 млн. долларов. При этом власти России заявили, что Конаныхин является одним из самых разыскиваемых правосудием страны преступников. Но в феврале 1999 Конаныхину было предоставлено политическое убежище, частично потому, что агент ФБР сообщил о том, что российская банда в Нью-Йорке получила заказ на убийство Конаныхина. После этого он переехал в Нью-Йорк и создал компанию по Интернет-рекламе KMGI Studios.
Американское правительство подало апелляцию на решение о предоставлении Конаныхину политического убежища. 20 ноября правительство США выиграло процесс и получило право на депортацию Конаныхина. В своем электронном письме, написанном незадолго до ареста, Конаныхин высказал предположение, что приказ о его экстрадиции был непосредственно связан с арестом в России его давнего партнера Ходорковского.
«Путин пытается уничтожить не только Ходорковского, но и его команду, - писал Конаныхин. - Множество его партнеров и вице-президентов арестованы по надуманным обвинениям. Я был его партнером и вице-президентом. То, что решение в отношении меня принято именно сейчас, после того, как мы с супругой прожили здесь 11 лет и спустя 7 лет после того, как было начато мое иммиграционное дело, скорее всего, не является простым совпадением».