"Der Tagesspiegel": На парламентских выборах прокремлевские партии получили абсолютное большинство голосов. Что это означает для страны?
Явлинский: У нас больше нет независимого парламента. Впервые после распада Советского Союза мы снова имеем однопартийный парламент. Не существует больше в какой-то мере независимых средств массовой информации. Нет общественного контроля над спецслужбами и силами безопасности, нет независимого правосудия. Органы власти оказывают большое влияние на исход выборов. Все составляющие общества находятся в одних руках. Все в целом напоминает 30-е годы. Это полусоветская система.
"Der Tagesspiegel": Как изменится внутри- и внешнеполитический курс России?
Явлинский: Это абсолютно непредсказуемо.
"Der Tagesspiegel": Во время президентских выборов в 1996 году Вы соперничали с Ельциным, в 2000 году - с Путиным. Почему Вы не выставляете свою кандидатуру в марте?
Явлинский: Это несправедливые выборы. Для того, чтобы выборы можно было называть выборами, необходимы три вещи: независимые суды, контролирующие законность, независимые средства массовой информации и независимые источники финансирования партий. Но именно этого-то и нет. Суды, средства массовой информации и финансирование находятся в зависимости от Кремля. Выборы все равно, что футбольный матч, об исходе которого договорились заранее. Для нас это неприемлемо.
"Der Tagesspiegel": Что Вы скажете своим избирателям, если они спросят, за кого они должны голосовать?
Явлинский: Моя партия примет по этому поводу серьезное решение только в феврале. У нас очень умные избиратели. Тот факт, что мы не принимаем участия в выборах и говорим, что они несправедливые, говорит само за себя.
"Der Tagesspiegel": Существует мнение о необходимости бойкота выборов. Что Вы думаете по этому поводу?
Явлинский: Это зависит от ситуации. Когда во второй тур на выборах в 1996 году вышли Ельцин и Зюганов, мы рекомендовали голосовать «против всех». Пока мы приняли решение Путина не поддерживать.
"Der Tagesspiegel": Почему Ваша партия не преодолела пятипроцентный барьер?
Явлинский: Люди в России разочарованы тем, как идут реформы. Мы не смогли донести до них, что реформы могут быть иными. Что может быть настоящая демократия, настоящая рыночная экономика, честная система. Это так трудно объяснить людям, что у нас не настоящая демократия. В этой стране у нас никогда не было демократии.
"Der Tagesspiegel": Вы сейчас не сожалеете, что отказались создать избирательный блок с другой либеральной партией, СПС?
Явлинский: Нет, решение было абсолютно верным. Члены СПС поддержали разгром телеканала НТВ. Они поддерживали войну в Чечне. На последних выборах они поддержали Путина. Некоторые несут ответственность за преступную приватизацию. Союз с ними был бы для моих избирателей неприемлемым.
"Der Tagesspiegel": Удастся ли «Яблоко» выжить до следующих выборов в политическом плане, действуя за стенами Думы?
Явлинский: Это будет очень, очень трудно. Мы примем участие в региональных выборах. Мы обязаны извлечь из своих ошибок уроки. Мы войдем в широкую коалицию.
"Der Tagesspiegel": . но с какими партиями?
Явлинский: С организациями гражданского общества, с правозащитниками, с неправительственными организациями.
"Der Tagesspiegel": Какие у Вас в настоящее время отношения с президентом Путиным?
Явлинский: До сих пор мы были в оппозиции к Путину, что касается внутренней и экономической политики. В то же время мы поддерживали основные направления его внешней политики. Но что произойдет после следующих выборов, нам надо подождать и посмотреть. Мы расходимся с ним по многим принципиальным вопросам: для Путина государство превыше всего. Индивидуум находится лишь на втором, третьем или десятом месте.