Тедо Джапаридзе был вынужден вернуться домой, так и не сделав дела. Краткий визит на прошлой неделе грузинского министра иностранных дел в Москву, объявленный поспешно частным, не привел к сколь либо значимому результату. Переговоры с заместителем начальника Генерального штаба Юрием Балуевским относительно вывода российских войск с двух еще остающихся в Грузии российских военных баз были в целом и общем безуспешными.
Джапаридзе смог в очередной раз убедиться в жесткой политике проволочек со стороны Москвы, не желающей возвращать свои остающиеся в южно-кавказской стране подразделения домой. В настоящее время российские войска занимают военные базы в Ахалкалаки, западнее от Тбилиси, и в Батуми (Аджария) на Черном море.
В Гудауте (Абхазия) дислоцируется российский миротворческий контингент, имеющий мандат СНГ, а, следовательно, и одобрение грузинской стороны на свое пребывание там. Он поддерживает хрупкую стабильность на линии раздела между сепаратистской автономной республикой и метрополией. Однако вывода этого контингента грузины не требуют.
Еще в 1999 году тогдашний президент Борис Ельцин заявил на конференции ОБСЕ в Стамбуле о готовности вывести свои войска из Грузии и Молдавии. Американцы, а также европейцы неоднократно указывали на то, сколь важно это было бы для европейской системы безопасности. «Выполнение Россией своих обещаний, данных в Стамбуле, является предпосылкой того, что мы сможем продвинуться в деле ратификации договора о сокращении обычных вооружений в Европе», - сказал недавно государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) на конференции ОБСЕ. При этом он не допускает никаких сомнений, что Вашингтон и впредь будет выступать в поддержку этого договора, желая, чтобы он вступил в силу.
Но Россия противится. Прежде всего, военным пришлось в последние годы беспомощно наблюдать, как в Средней Азии появляются американские военные базы, вгрызаясь в Кавказ. До тех пор, пока есть базы в Грузии, таково жесткое убеждение, Кавказ еще не потерян и можно оказывать влияние на направленность грузинской политики. Присутствие российских военных очень укрепляет дух сепаратистов в Аджарии и в Абхазии в неприятии последними правительства в Тбилиси.
Боязнь того, что когда-то освободившиеся военные базы могут быть тут же переданы в руки американцев, судя по всему, нельзя считать беспочвенной. Так, спор по поводу сроков вывода войск продолжается уже не первый год. Грузины требуют, чтобы вывод был произведен в течение трех лет. Русские утверждают, что им для этого необходимо одиннадцать лет. Один из участников переговоров из числа военного руководства подсчитал, что вывод российских войск обойдется в полмиллиарда долларов США. А поскольку-де таких денег ни у кого нет, вывод войск займет больше времени.
Если для кого-то это медленно, то пусть обращается к американцам или европейцам с просьбой, чтобы те взяли расходы на себя, сердятся российские военные. Больше никогда, хорохорятся патриоты в военной форме, не допустим такого хаотичного вывода войск, как это было при уходе из Германии. При этом они намеренно забывают, что существует разница в численности целой армии и подразделений, дислоцированных на двух военных базах. Они также забывают, что во время вывода войск из Германии в условиях бесконтрольности исчезли миллиарды долларов.