Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американцы никогда не сомневались, что Господь особенно любит Америку. Теперь в этом смогли убедиться и все остальные. Как же иначе - не успел европейский посадочный модуль "Бигль-2" разбиться о марсианскую поверхность, а американский марсоход Спирит уже посылает первые фотографии Красной планеты. Похоже, гонка за Марс уже решена. Однако Россия все еще может перехватить инициативу - проектом, который затмил бы даже высадку на Луне

Американцы никогда не сомневались, что Господь особенно любит Америку. Теперь в этом смогли убедиться и все остальные. Как же иначе - не успел европейский посадочный модуль "Бигль-2" разбиться о марсианскую поверхность, а американский марсоход Спирит уже посылает первые фотографии Красной планеты. Похоже, гонка за Марс уже решена. Однако Россия все еще может перехватить инициативу - проектом, который затмил бы даже высадку на Луне.

Вероятность успешного приземления на Марсе, кстати, не составляет и 50%. Больше двух третей всех посланных за последние 40 лет на Марс аппаратов погибли по той или иной причине. Из оставшихся подавляющее большинство было американскими.

Неудачная посадка "Бигль-2" стала ударом не только для Европы, но и для России. Эта миссия являлась своего рода реваншем. В 1996 году при старте погибла станция Марс-96 с большим количеством ценного оборудования на борту.

В свете этой неудачи Бигль-2 должен был принести российским конструкторам новую славу - некоторые важные приборы на посадочном модуле были созданы в России. Все они теперь разбросаны по дну безымянного марсианского кратера.

Еще в 2001 году российское космическое агентство "Росавиакосмос" объявило о подготовке пилотируемой миссии на Марс. Окончательная программа станет известной в 2005 году, после завершения строительства Международной космической станции, однако подготовка уже идет. И это несмотря на то, что никакого серьезного финансирования пока не предвидится. Сам полет должен состоятся не раньше 2016-2020 года. На Марс отправятся 4-5 космонавтов - исключительно мужчины.

Известнейший космический концерн «Энергия» в 2002 году представил проект корабля, который мог бы перенести человека на Марс. Корабль получит новейший ионный двигатель, а для целей энергоснабжения - две солнечные батареи, каждая размером с футбольное поле. Жилой модуль (в 3 раза увеличенный модуль «Звезда», входящий в состав МКС) будет снабжен мощной защитой от радиации.

Пока не ясно, способен ли человек выдержать двухгодичный полет в открытом пространстве. Эффекты долговременного воздействия космической радиации на живой организм пока еще не изучены до конца. Действительно, космонавт Валерий Поляков провел полтора года на борту станции «Мир» без вреда для здоровья, но станция «Мир» все это время находилась под защитой магнитного поля Земли.

Полет на Марс - это, прежде всего, испытание для психики космонавтов, которым придется провести длительное время в замкнутом пространстве. Подобные стрессовые условия в настоящее время симулируются в рамках 500-дневного эксперимента, проводимого Институтом медико-биологических проблем в Москве. Однако гнетущую уверенность в том, что в случае аварии в открытом космосе спасения ждать неоткуда, симулировать невозможно. С ней космонавтам придется справляться самостоятельно.

Чтобы открыть дорогу на Марс самым талантливым кандидатам, "Росавиакосмос" готов даже изменить обычную систему отбора, заявил командир отряда космонавтов Василий Циблиев. Будет составлен перечень требований и каждый, кто считает себя подходящим, сможет представить свою кандидатуру. Решающую роль играет комбинация интеллекта с отменным физическим здоровьем.

На самом деле, России даже не обязательно высаживаться на Марсе, ведь посадка и старт с Марса особенно опасны. Достаточно создать на орбите Марса постоянно работающую станцию. В этом случае Россия на десятилетия вперед будет контролировать исследования планеты.