Уилтон, штат Коннектикут. Маленькое чудо на беспокойном Кавказе: в Грузии народ скинул коррумпированный режим, не пролив ни капли крови, а затем подавляющим большинством избрал его преемника. Это стало сюрпризом для всех, включая Россию, которая с подозрительностью наблюдает за событиями в регионе.
До 1991 года Грузия входила в состав Советского Союза. После обретения независимости Грузия представляла геополитическую важность для новой Российской Федерации (РФ), поскольку она имеет общую границу с Чечней и с другими беспокойными районами российского Кавказа. Она была настолько важна, что Кремль в период президентства как Бориса Ельцина, так и Владимира Путина считал необходимым обезопасить себя от этого маленького, но буйного соседа. Они использовали тактику "Разделяй и властвуй", как это делал Сталин и до него цари.
Москва активно поощряла сепаратистские тенденции в грузинской провинции Абхазия. Вооруженные силы РФ помогали абхазскому этническому меньшинству в его войне против грузинской армии. Сегодня Абхазия является самопровозглашенным независимым государством, хотя ее признает только Москва, а статус-кво гарантируют российские "миротворцы".
Таким же путем добилась квази-независимости и Южная Осетия.
Третьим объектом внимания Кремля является Аджария, которая пока еще не отделилась, но делает все, что ей заблагорассудится, в том числе бойкотировала президентские выборы в Грузии 4 января с.г., на которых президентом был избран Михаил Саакашвили.
Москва, если сочтет нужным, может разыграть и эту карту тоже. Есть у нее и другие козырные карты, в том числе нефть и природный газ, от которых зависит Грузия, и - возможно, как крайняя мера - войска. Россия имеет в Грузии военные базы. Бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе после потери Абхазии был вынужден мириться с российским военным присутствием и даже принужден вступить в Содружество Независимых Государств, в котором господствует Россия.
Кремль вел жесткую игру. В 1998 году самозваный абхазский посол в Соединенных Штатах предостерег тех, кто планировал строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, что они рискуют "инвестициями, оборудованием и персоналом", так как Абхазия "полностью нарушит" деятельность этого предприятия. Он был куклой, а Москва - чревовещателем. В ответ г-н Шеварднадзе, зайдя слишком далеко, обвинил россиян в том, что те стояли за покушением на него, чтобы блокировать строительство нефтепровода.
Сегодня, быть может, не существует угрозы, что Кремль станет размахивать шашкой, но россияне не отказались от своих козырных карт в момент, когда Вашингтон без шума наращивает свое влияние в регионе - главным образом для того, чтобы гарантировать доступ к огромным нефтяным месторождениям Каспийского моря. Западные нефтяные компании строят нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и намерены ввести его в эксплуатацию в следующем году (в то время как Россия громко протестует, поскольку в свое время хотела, чтобы вся сырая нефть перекачивалась по ее собственному нефтепроводу).
Соединенные Штаты оберегают от российского давления также соседний Азербайджан. С другой стороны, когда государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) попросил Кремль выполнить свое обещание вывести войска из Грузии, ему было сказано, что войска останутся там еще на 10 лет, по меньшей мере. Г-н Пауэлл, кроме того, увещевал Москву не поддерживать сепаратистские элементы. Ответа нет.
Одним из яблок раздора между Соединенными Штатами и Россией является размещение 150 военнослужащих войск специального назначения армии США в Панкисском ущелье Грузии, которое служит проходом в Чечню и обратно для чеченских повстанцев и беженцев. Задачей американских военных является обучение и оснащение грузинских пограничников и небольших контртеррористических подразделений быстрого реагирования. Однако в целом расхождения между двумя странами стараются не выпячивать.
Когда в ноябре прошлого года в Грузии разразился политический кризис, как Соединенные Штаты, так и Россия совместно работали над его мирным разрешением. В конечном счете, в Тбилиси прилетел российский министр иностранных дел, чтобы свести вместе лидеров оппозиции и г-на Шеварднадзе и добиться его отставки.
Представляется, что Соединенные Штаты и Россия, у которых имеются куда более серьезные, нуждающиеся в урегулировании разногласия, хотят стабильности в регионе. Они, по крайней мере, на данный момент, сумели сбалансировать свои несопоставимые интересы.