Хаиси, Грузия - 130 семей, проживающих в этой деревне, с трудом сводят концы с концами, пася скот на каменистых пастбищах, которыми они совместно владеют. Поэтому, когда крупная нефтяная компания захотела проложить нефтепровод через эти суровые земли, то, по словам одного из местных жителей, это было как "большое везение".
Однако то, что первоначально выглядело как благо, сейчас вызывает острое несогласие. Некоторые жители угрожают остановить процесс строительства, пообещав сесть перед бульдозерами, когда они начнут работы в Хаиси в мае этого года. Около двух третей семей этой деревни говорят, что они были лишены возможности получить свою долю из 330 тысяч долларов США, так как бывший глава деревни и его родственники скрылись с этой суммой, полученной от "British Petroleum" в качестве оплаты за использование принадлежащих жителям земель.
Это дело, рассматриваемое сейчас в местных судах, является лишь одной из того большого количества неприятностей, преследующих строящийся на деньги Запада нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан - единственный значительный экономический проект в Грузии за последнее десятилетие. Этот нефтепровод пройдет через Азербайджан, Грузию и Турцию, и, начиная с апреля 2005 года, начнет перекачивать нефть с каспийских месторождений на мировые рынки. Соединенные Штаты оказывают проекту всестороннюю поддержку, стремясь получить и иные источники нефти, кроме Персидского залива. Россия, в свою очередь, видит в нефтепроводе прямую угрозу своей существующей сети трубопроводов, через которую в настоящее время и перекачивается на мировые рынки основная часть каспийской нефти.
В том, что из-за несправедливого раздела выплаченной компанией "British Petroleum" компенсации возникла социальная напряженность, эксперты винят грузинскую преступность, коррупцию и недостаточный контроль со стороны государства.
Недовольны не только жители деревни. Местные защитники окружающей среды говорят, что они возмущены решением проложить нефтепровод через Боржомское ущелье, которое является высокогорным курортом и в котором находятся источники самой знаменитой грузинской минеральной воды.
Нефтепроводная компания, представляющая собой консорциум, возглавляемый "ВР", отрицает, что она несет ответственность за те проблемы, которые беспокоят критиков. По словам представителя "ВР" Русудан Медсмариашвили, компания скрупулезно выполняет грузинские законы. В случае с деревней Хаиси, по ее словам, местные власти и суды определили собственников земли, через которую должен был пройти нефтепровод, и "British Petroleum" заплатила этим людям.
Однако новый избранный глава деревни Гулади Умприани говорит, что не все так просто. По его словам, грузинские законы о праве собственности на землю несовершенны, достоверные инвентарные сведения отсутствуют, а местные суды коррумпированы. "Мы доверили нашему бывшему старосте подготовить необходимые документы, и он пообещал, что получит за землю самую высокую цену, а деньги разделит поровну между всеми жителями деревни, - рассказывает новый глава деревни. - Однако он зарегистрировал в качестве собственников земли своих родственников и друзей, и они забрали все деньги себе. Ситуация в деревне очень напряженная и может взорваться в любой момент".
По словам Умприани, сельчане в общем-то не винят "ВР" в произошедшем, однако они недовольны, что компания ни разу никого не прислала поговорить с ними, ознакомиться с их проблемами, помочь им в их борьбе за справедливость.
По мнению экспертов, в возникновении чрезмерных ожиданий от строительства нефтепровода виновен и бывший президент Эдуард Шеварднадзе. "Власти пообещали, что нефтепровод создаст 60000 рабочих мест, и сделает всех богатыми", - говорит министр окружающей среды и природных ресурсов Грузии Нино Чхобадзе.
Компания "British Petroleum", в свою очередь, сообщает, что на самом активном этапе строительств для грузин будет создано лишь 2000 рабочих мест, после завершения строительства останется лишь 100 рабочих мест. Нефтепровод будет приносить около 50 миллионов долларов США в виде оплаты за транзит, или около 7 процентов нынешнего валового внутреннего продукта страны. Однако на Грузии лежит ответственность за охрану 154-мильного отрезка нефтепровода, и это может "съесть" до половины доходов.
Г-жа Медсмариашвили сообщила, что компания "ВР" запустила программу инвестиций на сумму в 5 миллионов долларов, направленную на улучшение инфраструктуры и стимулирование экономического развития прилегающих к нефтепроводу районов. Средства пойдут на финансирование 53-х местных проектов, таких, как обеспечение чистой питьевой воды, ремонт дорог, школ, и создание новых оросительных систем.
Некоторые эксперты считают, что ноябрьская "бархатная революция", в которой бывший президент был свергнут в результате массовых уличных выступлений, могла побудить некоторых жителей Грузии проявить агрессию и по отношению к "ВР". Жители выступают с требованием компенсаций и другими претензиями. Рабочие и строители, набранные из местного населения, постоянно утраивают забастовки из-за зарплат и внеурочного рабочего времени. Это в некоторой степени может быть простимулировано политическим примером прошлого ноября. В настоящее время зарплата рабочих колеблется от 200 до 550 долларов в месяц, что гораздо больше средней зарплаты по стране.
Другой проблемой, вызывающей разногласия, является решение "ВР" пустить нефтепровод через Боржомское ущелье. Утечки нефти могут серьезно навредить туризму и подорвать репутацию минеральной воды "Боржоми", которая составляет треть всего экспорта Грузии и является ответом Грузии французской воде "Perrier".
Руководитель Боржомского государственного природного заповедника Натиа Муладзе считает, что нефтепровод как минимум испортит ландшафт, что не будет способствовать притоку туристов.
Как объяснила г-жа Медсмариашвили, "ВР" решила не использовать другой маршрут через район Ахалкалаки, который критики считают более прямым и более безопасным в плане экологии, из-за настойчивых требований грузинского правительства, которое было обеспокоено вопросами безопасности, связанными с присутствием по соседству российской военной базы.
Ахалкалаки населен главным образом армянами, которые время от времени проявляют сепаратистские настроения, а основным работодателем в регионе является российская военная база. И США, и новые власти Грузии просили Россию вывести свои войска, однако этот вопрос до сих пор является яблоком раздора в отношениях между Москвой и Тбилиси.
Критики утверждают, что решение о прокладке нефтепровода через населенный этническими грузинами регион Боржоми может не только причинить вред окружающей среде, но и оказаться политически непродуманным. Министр окружающей среды Нино Чхобадзе считает, что факт обхода нефтепроводом ахалкалакинского района может еще сильнее настроить проживающих там армян против грузинских властей. Но если бы нефтепровод пошел через этот регион, то это способствовало бы созданию рабочих мест для армян, которые в настоящий момент могут найти работу только у русских.
Министерство окружающей среды осталось единственной правительственной организацией, еще не подписавшей необходимые для строительства документы. Г-жа Чхобадзе говорит, что она хочет, чтобы "ВР" пересмотрела решение о прокладке нефтепровода через Боржомское ущелье. Однако сама компания заявляет, что вопрос закрыт.
Большинство жителей Грузии поддерживают строительство нефтепровода, который необходим для экономического развития страны и интеграции Грузии с Западом. Однако, по мнению критиков, необходимо проводить гораздо больше общественных дебатов по социальным вопросам и проблемам охраны окружающей среды.