О нацизме написано настолько много, что кажется, сказано уже все. Тем интереснее выглядит недавно изданная в Испании книга каталонского историка Росы Сала Росе (Rosa Sala Rose): "Критический словарь мифов и символов нацизма", в котором собраны новые наблюдения и размышления об одном из самых темных периодов истории Германии. В предисловии к книге говорится, что "самое чудовищное в национал-социализме заключается в его человеческом характере" и что "мифы и символы являются кровью, питающей все тело социума". В действительности, несмотря на начавшийся в Европе в эпоху Просвещения процесс секуляризации, все указывает на то, что потребность человека в иррациональных элементах сохранилась и сохраняется, и именно из нее берут свое начало такие политические и идеологические течения, как нацизм. Проблема заключается лишь в том, что нацизм это не только суеверие и предрассудки, но и наука, и сегодня, в начале XXI-го века "нацизм окружает зловещая аура, истоки которой не известны практически никому". Вот 11 примеров, иллюстрирующих исторические, философские и психологические предпосылки нацизма.
Бог. Несмотря на свое пренебрежительное отношение к монотеистическим религиям - христианству, иудаизму - нацисты все же верили в существовании некого верховного существа, хотя Гитлер при этом предпочитал пользоваться понятием Провидение, а не Бог. Нацисты - члены СС называли себя "верующими в Бога" (Gottglaeubig) и клялись именем Господа в своей верности этой организации. Один из идеологов нацизма Альфред Розенберг (Alfred Rosenberg) утверждал: "Бог, которого мы чтим, не существовал бы, если бы не существовали наша душа и наша кровь". Таким образом арийцы становились самой сущностью Господа. Занятное переосмысление привычного механизма действия религиозного мышления, согласно которому "существование Бога постулируется в отношении предварительно существовавшей действительности". Как говорил Гитлер: "Избежать вопроса о Боге невозможно".
Вагнер. Во второй половине 19-го столетия Рихард Вагнер (Richard Wagner), благодаря своим музыкальным произведениям, в которых смешивались идеологические, драматические и, прежде всего, мифологические элементы, превратился в пророка национализма. Как писал Томас Манн, "когда слушаешь Вагнера, поддаешься искушению поверить, что музыка создана ни для чего иного, кроме служения мифу.. В Гитлере очень много от Вагнера". Ядовитый антисемит Вагнер превратился в защитника арийской расы, а Гитлер признавал, что, благодаря опере "Риенци", он понял свое политическое предназначение, и что "творчество Вагнера заключает в себе все, к чему стремится национал-социализм". Умерший в 1883 году Вагнер стал для него политическим и идеологическим примером. После прихода в 1933 году нацистов к власти Байретский фестиваль стал больше напоминать фестиваль гитлеровский, а сам фюрер мог неделями заниматься сценографией представляемых на фестивале опер. Память о связи музыкального наследия Вагнера и нацизма по-прежнему хранится в сознании Израиля, где произведения создателя "Кольца нибелунга" продолжают оставаться табу.
Гитлер. Автор книги пишет, что "в коллективном сознании современного Запада Гитлер по праву является истинным воплощением Зла". По утверждению историка Иоахима Феста (Joachim Fest), "Гитлер взял на себя эту роль в секуляризованном мире, где зло в облике Дьявола уже не существует". Завораживающий взгляд фюрера, его выступления, изобиловавшие взрывами сильнейших эмоций, заслужили Гитлеру славу вдохновителя масс, а в некоторых случаях и мессии. В своей биографии Гитлера британский историк Ян Кершоу (Ian Kershaw) особое внимание уделяет процессу обожествления фюрера, происходившему в 30-ых годах в германском обществе и сошедшему на нет в годы войны. Сегодня имя Адольф практически исчезло в странах, где говорят на немецком языке.
Еврей. Вне всякого сомнения, наиболее сильно и явственно сохранившимся воспоминанием о временах нацизма и второй мировой войны является холокост евреев. Тем не менее, антисемитизм нельзя считать характерной чертой исключительно нацистской партии или германского народа, это явление уходит своими корнями в давние времена (достаточно вспомнить изгнание евреев из Испании в 1492 году), и причастности к нему не избежала даже католическая церковь. Но в ХХ-ом столетии ненависть к евреям по религиозным соображениям переросла в ненависть расовую. Согласно антисемитской космологии нацистов, еврей лишается своего человеческого достоинства и превращается в некоего паразита или вредителя, которого необходимо истребить. Нацисты воспользовались индустриальными возможностями Германии для того, чтобы "окончательно решить" вопрос об уничтожении евреев. Вплоть до настоящего времени никто так и не смог предложить обоснованного объяснения психологических причин, лежавших в основе расовой ненависти Гитлера к евреям. Вполне возможно, что прав был архитектор Альберт Шпеер (Albert Speer), написавший в своих "Дневниках Шпандау": "Гитлер ненавидел лишь то, чем восхищался".
Кинжал в спину. Несмотря на реальные факты, немцы были уверены в своей победе в первой мировой войне. И потому требование о перемирии начала октября 1918 года и заключение Версальского Договора были восприняты, подобно кувшину холодной воды, вылитому на голову нации. Маршал Пауль фон Гинденбург (Paul von Hindendurg) заявил, что немцам "нанесли удар кинжалом в спину", и тем самым возложил вину за поражение в военной сфере на политиков и гражданских руководителей страны. Согласно тезису маршала, в поражении Германии в войне были повинны те, кто находился вдали от фронта: социал-демократы, пацифисты и революционеры. Гитлер забил этот гвоздь обвинения по самую шляпку, указав на объединяющее все эти три течения начало: евреи. Легенда о "кинжале в спину" (Dolchstoss) связала в единое целое все антидемократические силы Веймарской республики и позволила нацистам прийти к власти. Таким образом, в 1939 году, свято веруя в несокрушимость своей армии, германский народ с энтузиазмом воспринял начало войны и сражался до самого конца, чтобы не быть обвиненным в предательстве.
Курение. Нацисты стали первыми, кто в истории современного мира провел самую агрессивную компанию по борьбе с курением. В свою очередь, германские ученые стали первыми, кому удалось показать связь между курением и раком легких. Кроме того, существовало мнение, что курение угрожает чистоте и сохранению самой арийской расы. "Нацистская пропаганда не уставала повторять, что ни Муссолини (Mussolini), ни Франко (Franco) не были курильщиками, в то время как Черчилль (Churchill) и Сталин курили постоянно", - пишет Сала. Трезвенник и вегетарианец Гитлер испытывал непреодолимое отвращение к табаку и никому не позволял курить в своем присутствии, даже своей любовнице Еве Браун (Eva Braun). Руководивший войсками СС в 1929 года Генрих Гиммлер (Heinrich Himmler), озабоченный здоровьем подрастающего поколения, издавал жесткие указы, чтобы отвратить их от этого порочного занятия, и вместе с тем отправлял немецких подростков в качестве пушечного мяса на фронт.
Лебенсраум. Второй - после расовой идеи - аксиомой нацистов было учение о жизненном пространстве. Это была концепция, связанная с идеологией крови и земли, возделыванием полей и постоянными поселениями арийской расы; концепция стремления к полной территориальной интеграции путем германизации, изгнания или порабощения местных жителей. Завоевание жизненного пространства отлично от любой другой традиционной формы колониализма, и для Гитлера как последователя теории географа и военного Карла Хаусхофера (Karl Haushofer) - учителя Рудольфа Гесса (Rudolf Hess) - "могло производиться лишь за счет России". За идеей жизненного пространства скрывалась алчность нацистов, а не вопрос об их выживании. Автор "Критического словаря" пишет, что в космологии нацистов "теория жизненного пространства теснейшим образом связана с законами природы, согласно которым доминирующим признаком становится хищничество".
Нацистское приветствие. Приветствие вскинутой вверх рукой и ладонью, обращенной вниз, было известно еще во времена Римской империи: римские граждане приветствовали так Цезаря. Однако, нацисты стали использовать это приветствие, не просто подражая итальянским фашистам, Гитлер "принял его на вооружение", узнав, что именно этим жестом в 1521 году Лютера (Lutero) приветствовали на сейме в Вормсе. Хотя в то время этот жест говорил о мирных намерениях встречавших. Приветствие должно было сопровождаться восклицанием "Heil, Hitler!", а в случае обращения к Гитлеру лично "Heil, mein Fuerer!". На партийных съездах после победного крика "Sieg!", произносимого партийным лидером, все собравшиеся должны были ответить "Heil!". При встрече в неофициальной обстановке было достаточно просто поднять руку. Восклицание "Heil!" было традиционным приветствием австрийских пангерманистов. Кроме того нацистское приветствие можно перевести как "Спаси нас, Гитлер!". Тем не менее, автор "Критического словаря" отмечает, что в восклицании, несомненно скрыто и религиозное содержание: "В контексте христианства, "Heil" означает "искупление"".
Орел. С древнейших времен орел преимущественно воспринимался в западном мире, как символ власти. По наследству от Римской империи он перешел к Священной Германской империи, а от нее к немецкому рейху. К историческому и традиционному значению добавили еще и второе прочтение, связанное с мифологическим и религиозным символизмом. Орел как дневная птица ассоциировался с Солнцем, огнем и светом, а также был символом плодовитости и мужской силы. По мнению швейцарского психоаналитика Карла Густава Юнга (Carl Gustav Jung), "предельное значение этого символа - это идея высоты". В 1923 году сам Гитлер разработал символ, на котором орел держал свастику, коронованную венком из дубовых листьев. Десятилетие спустя, в 1934 году Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl) использовала метафору орла в самом начале своего фильма "Триумф воли" для того чтобы представить Гитлера, облетающего Нюрнберг. С течением времени орел увеличивался в размерах, а в 1939 году он уже поддерживал земной шар. Кроме того, главное убежище Гитлера в баварских Альпах называлось "Гнездо орла".
Радио. В мире, где не существовало телевидения, радио было главнейшим средством массовой информации. Управляемые министром пропаганды Йозефом Геббельсом (Joseph Goebbels) нацисты использовали радио в качестве эффективного инструмента политического прозелитизма. По другую сторону баррикад находившийся в Калифорнии немецкий писатель Томас Манн (Thomas Mann) принял предложение ВВС донести до Германии и других оккупированных стран послания немецких антифашистов. Передача выступлений Манна была, в первую очередь, показателем достигнутых технологических высот, о чем в своей книге "Слушайте, немцы." рассказывает сам писатель: "Мое выступление первоначально записывалось в лос-анжелесской студии Recording Department NBS, затем пластинку с моей речью отправляли самолетом в Нью-Йорк, а уже оттуда по телефону в Лондон, где все сказанное мною вновь записывалось на пластинку и уже после этого давалось в эфир". В период между октябрем 1940 года и ноябрем 1945 года Манн записал 59 радиообращений к немцам. Писатель пытался предупредить всех немцев о лживой иллюзорности нацистского мира и призывал восстать против установленных порядков, следуя примерам брата и сестры Шоль - Ганса и Софии (Hans y Sophie Scholl) - борцов антифашистского движения, казненных нацистами в 1943 году в Мюнхене. Начиная с 1942 года Манн уделял особое внимание теме преследования и уничтожения евреев нацистами.
Свастика. Свастика или же крест с перпендикулярно загнутыми концами является магическим символом, распространенным по всему евроазиатскому региону, на севере Африки и в Америке. Впервые свастика появляется на наскальных изображениях и на некоторых археологических находках, датируемых бронзовым веком. В переводе с санскрита "свастика" означает "большое богатство". Гитлер говорил о ней, как о "смерче" или "орудии для порождения огня". Австрийский писатель Гвидо фон Лист (Guido von List), превративший свастику в священный для арийцев символ, трактовал этот знак, делая акцент на направлении его вращения. Левовращательное движение представляло бы космическую эволюцию в своем нисходящем падении, переход от единства к многообразию, в то время как правовращательное движение (то есть истинная свастика) символизирует путь возвращения к божественному. В 1920 году свастика превратилась в символ нацистской партии: Гитлер выбрал крест с концами, вращающимися влево, черная свастика помещалась на белом круге и фоне красного цвета. Эта комбинация черного, красного и белого соответствовала цветам германского национализма. По утверждению Гитлера, "красный - символ общественного, белый - символ национального, свастика - символ антисемитизма".