Владимир Путин останется на посту президента России и после выборов, которые состоятся 14 марта. С этим утверждением вроде бы все согласны. Но Ирина Хакамада хочет, чтобы жители ее страны намного внимательнее присмотрелась к человеку, которого они собираются переизбирать на второй срок. Нудная кампания по выборам президента заметно оживилась после того, как Хакамада - единственный прозападный либеральный кандидат в гонке и единственная женщина - публично подвергла Путина резкой критике, обвинив его в том, что страна движется назад, к тоталитаризму.
48-летняя Хакамада, которая является ветераном большой политики, убеждает россиян дать объективную оценку негативным сторонам деятельности президента. «Мы живем в обществе, основанном на лжи, обществе, в котором демократия используется только как формальность, обществе, которое по своей природе несвободно, а главное - в обществе, основанном на страхе», - заявила она, при этом ее темные глаза блистали из-под модных овальных очков.
Будучи фигурой, хорошо известной и популярной среди интеллигенции Москвы и Санкт-Петербурга, Хакамада знает, что ей будет нелегко улучшить свой имидж в аграрных районах центральной России, так как главные государственные телеканалы проявляют почти рабскую лояльность по отношению к Путину. Критикуя Путина и Кремль, Хакамада открыто говорит то, о чем другие предпочитают обсуждать во время кухонных бесед.
В частности, она критикует действия Путина в ходе неприглядного эпизода его первого президентского срока - захвата чеченскими мятежниками заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве в октябре 2002 года. Хакамада обвиняет милицию в том, что та действовала безответственно и отвергла варианты действий, которые могли бы спасти жизни многих заложников. По крайней мере, 170 человек погибли после того, как при штурме здания войска применили таинственный газ.
До сих пор не было проведено какого-либо официального расследования случившегося. «Если президент строит демократию, а не диктатуру, то он должен отвечать за все, что происходит в стране, особенно во время таких событий», - заявила Хакамада, которая пыталась играть роль посредника в ходе кризиса с захватом заложников.
Она была членом Госдумы с 1993 года. В 1996 года она вступила в недавно созданный Союз правых сил (СПС). В прошлом году Хакамада выдвинулась на первый план после того, как в преддверии парламентских выборов ее избрали на пост сопредседателя СПС, тогда же по результатам опроса общественного мнения она была названа «Женщиной года». А Путин удостоился титула «Мужчина года».
Однако пока общественное мнение страны не поддерживает намерение Хакамады баллотироваться на пост президента. По данным Фонда «Общественное мнение», Путина поддерживают 71% избирателей, а Хакамада в рейтинге кандидатов занимает лишь четвертое место, и ее поддерживают лишь 1,2% респондентов. Даже в самом СПС нет единства в вопросе о том, нужно ли ее поддерживать. Руководство партии решило не выдвигать своего кандидата еще до того, как Хакамада объявила о своем вступлении в предвыборную гонку в качестве независимого политика.
Без помощи своей партии ей, возможно, не удастся собрать два миллиона подписей, необходимых для регистрации в качестве кандидата. Однако она весьма довольна тем, как идет ее кампания. Заявления Хакамады о событиях, связанных с захватом заложников на Дубровке, превратили ее в главного персонажа первых страниц московских газет. Кремль же был вынужден потребовать от чиновников объяснений по поводу обвинений, выдвинутых Хакамадой. Ее крайне рискованная кампания неожиданно оказывается в поле зрения общественности.
Почти все главные соперники Путина заявили об отказе участвовать в предвыборной гонке еще до того, как она началась. Они мотивировали этот шаг либо поддержкой политики нынешнего президента, либо нежеланием придать кампании видимость демократичности в условиях, когда подконтрольные государству СМИ однозначно поддерживают президента. Хакамада не соглашается с тактикой демократов, которые позволяют Путину участвовать в предвыборной кампании в условиях отсутствия реальных соперников.
Она заручилась поддержкой Фонда «Открытая Россия», который финансируется самым богатым человеком России Михаилом Ходорковским, оказавшимся за решеткой после того, как он публично бросил вызов Путину. «Назовите мне хотя бы одну демократическую страну - даже ту, которая имеет лишь атрибуты демократии, - где оппозиционная партия не принимает участия в выборах, - заявила Хакамада в интервью. - Некоторые боятся открыто критиковать Путина. Я не из их числа».
Она полагает, что ее шансы на успех невелики, что объясняется менталитетом общества, которое не привыкло к лидерам-женщинам, а также тем, что она имеет имидж выходца из богатых слоев общества. Кроме того, один из ее родителей японец по происхождению. Все это делает ее слишком экзотическим кандидатом для многих избирателей, которые не готовы голосовать за нее.
«Она намного более честная, чем большинство российских политиков. Это то качество, которое мне нравится в ней, - заявил директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий. - Но она все же очень наивна. Она думает, что вся страна похожа на ее окружение, (состоящее из богатых людей)».
Хакамада знает, что не сможет выиграть на выборах президента, но при этом надеется собрать 7-8% голосов избирателей, чтобы затем попытаться объединить либеральные политические силы страны и мобилизовать их для участия в следующих выборах. «Так много людей в недоумении; они не знают, что делать дальше. Многие думают об отъезде из России, - заявила она. - Я даю понять, что мы остаемся здесь и что у демократического проекта сохраняются надежды».