Третье ежегодное послание Джорджа Буша «О положении в стране» превратилось в предвыборную речь, обозначившую начало его кампании по переизбранию на пост президента. Свою речь президент начал, сохраняя самообладание и придерживаясь риторики государственного деятеля, находящегося над политической схваткой. Однако вскоре он снизошел до агрессивно-тенденциозного тона, что заставило членов Конгресса от Демократической партии отказаться от участия в традиционных овациях.
Иными словами, это была характерное для предвыборных дебатов выступление, которое усиливает поляризацию общества. Это выступление было также странным образом оборонительным для человека, который выдает себя за победоносного военного лидера. Более того, тактика, которую избрал Буш для оправдания своей иракской политики, была сомнительного свойства.
Несколько раз Буш упомянул не названных по имени критиков, пытающихся навязать нам «опасную иллюзию того, что террористы не готовят против нас атак, и что незаконные режимы не представляют для нас какой-либо угрозы». По его словам, после более чем двух лет, прошедших на американской земле без терактов, «нас пытаются убедить в том, что опасность уже миновала».
Пытаются убедить кого? Оппоненты Буша как раз указывают на противоположное. Они говорят об Ираке, который отвлек наше внимание от борьбы с терроризмом, а также о том, что оккупация этой страны под руководством Пентагона создала неразбериху в процессе послевоенного восстановления. Они также утверждают, что не являвшаяся неизбежной война, развязанная под предлогом уничтожения несуществующего оружия, возможно, усилила позиции воинов джихада, жаждущих поражения Запада.
«Слова должны заслуживать доверия» - заявил Буш. Однако утверждение президента США о том, что американские инспекторы «обнаружили (в Ираке) множество признаков реализации программы по созданию оружия массового поражения», показывают, что его слова расходятся с реальным положением вещей.
Более того, президентская «передовая стратегия по установлению свободы на всем Ближнем Востоке» уже начинает терять смысл. Вашингтон пытается предотвратить проведение выборов в Ираке. В соседнем Иране консерваторы, которые пытаются победить на предстоящих в следующем месяце выборах, восстановили свою роль.
Частично им это удалось сделать за счет того, что США нуждаются в их помощи в Ираке, а также в сотрудничестве с ними в целях контроля над незаконной иранской программой по созданию ядерного оружия. Кроме того, в этом году выборов Буш не захотел упоминать о палестино-израильском конфликте, который представляет собой рану в самом сердце региона.
Выступление Буша содержало мало инициатив по внутренней политике, где позиции президента являются неубедительными. Он призвал Конгресс поддержать безответственную программу его администрации по снижению налогов, заявив о том, что увеличивающийся дефицит федерального бюджета может быть сокращен наполовину в течение ближайших пяти лет.
Возможно, именно ввиду проблемы растущего бюджетного дефицита в своей речи он избежал упоминания о дорогостоящих проектах, в частности, о своей новой инициативе по освоению человеком Луны и подготовке к пилотируемому полету на Марс. Проблему увеличения занятости населения Буш предложил решить путем организации курсов по переподготовке кадров, и эту программу он торжественно окрестил так : «Рабочие места для XXI века».
В рамках своей предвыборной платформы президент обрушился с критикой на недавние решения суда, поддерживающие права геев и однополые браки, и пригрозил принять конституционную поправку для «защиты святости брака». Такая жесткая позиция Буша понравится его сторонникам, поддерживающим христианские ценности. Однако эта тема может также превратиться в одну из тех проблем, которые больше других усиливают поляризацию общества.