Ричард Перл и Дэвид Фрам являются сотрудниками Института американского предпринимательства и соавторами недавно изданной книги "An End to Evil: How to Win the War on Terror" (Положить конец злу: Как победить в войне с террором)
23 января 2004 года. Организация Объединенных Наций (ООН) - коронная волшебная сказка американской политики: мало кто из взрослых в нее верит, но большинство считает ее безвредной и пригодной лишь для того, чтобы позабавить детей. Однако после 11 сентября 2001 года ООН перестала быть безвредной, а энтузиазм к ней демократических кандидатов в президенты перестал быть забавным.
ООН продемонстрировала, что является в лучшем случае бесполезной в борьбе с террористической угрозой, которая волнует нас больше всего, а в худшем случае - препятствием к тому, чтобы мы выиграли войну с терроризмом. ООН должна быть реформирована. А если реформировать ее невозможно, тогда Соединенным Штатам следует серьезно поразмыслить над выходом из этой организации.
ООН стала препятствием для нашей национальной безопасности, потому что она намеревается наложить правовые ограничения на способность Соединенных Штатов защищать себя. Такие ограничения сегодня бессмысленны, если они вообще когда-то имели смысл.
Попытки ООН ввести такие ограничения ставят наших президентов и политиков перед ужасающей дилеммой: если мы подчинимся правилам ООН, то нанесем урон нашей безопасности, а если мы откажемся им следовать, то нас могут обвинить в лицемерии и беззаконии.
Согласно Уставу ООН, страна имеет право использовать военную силу всего в двух случаях. Статья 51 Устава признает "неотъемлемое" право на самооборону в случае агрессии. Во всех остальных случаях при возникновении угрозы для страны она должна обратиться в Совет Безопасности ООН за разрешением на использование военной силы - даже если ее действия, возможно, предотвратили бы нападение.
Вся беда в том, что принятое в ООН определение агрессии устарело. Направление ударных частей нацистской Германии в Польшу - это агрессия, а предоставление убежища тысячам антиамерикански настроенных убийц, как это сделали талибы в Афганистане - не агрессия.
Иными словами, если бы США послали войска в Афганистан, чтобы прекратить деятельность террористических лагерей, нас вполне могли бы назвать агрессорами. Но если бы США попросили Совет Безопасности о мандате для уничтожения террористических баз "Аль-Каиды", разве можно было ожидать, что эту акцию одобрят французы, россияне и китайцы? Даже после 11 сентября 2001 года в мире найдется немало людей, готовых утверждать, что Афганистан - суверенное государство и член ООН - не является "агрессором" в том понимании, как это сказано в статье 51.
Иначе говоря, по правилам ООН, США обязаны ждать, когда террористы нанесут по ним удар, и только потом отвечать на него; может случиться, что нам не позволят нанести даже ответный удар. Когда радикальные движения на всей планете стремятся приобрести оружие массового поражения (ОМП), способное уничтожить сотни тысяч людей, эти правила явно устарели. Нам необходимы новые правила, которые бы признавали, что предоставление убежища террористам является настолько же актом агрессии, что и вторжение, а те, на кого нацеливаются террористы, имеют неотъемлемое право защищаться, если нужно, путем упреждающих действий.
Разумеется, будет нелегко убедить ООН принять эти изменения. Многие члены, включая некоторых наших традиционных союзников, кажутся куда более заинтересованными в сдерживании Соединенных Штатов, чем в поражении терроризма - по крайней мере, терроризма, который нацелен на нас.
Государства - члены ООН сознают, что Соединенные Штаты, в конечном счете, сделают все, что им необходимо, вне зависимости от того, что говорит в этой связи ООН. Но они знают также и то, что Соединенные Штаты платят определенную цену за то, что не принимают в расчет ООН. Французы в особенности выгадывают от того, что толкают Соединенные Штаты к нарушению правил ООН: при президенте Жаке Шираке (Jacques Chirac) они пытаются сделать Европейский Союз (ЕС) противовесом Соединенных Штатов, и в этом им помогает имидж Америки как беззаконной державы.
За период чуть меньше десятилетия наш мир был трансформирован сначала распадом Советского Союза, а затем событиями 11 сентября 2001 года. Изменилось все - кроме ООН. Она остается изобретением ушедшей эпохи, призванным решать исчезнувшие проблемы. Она должна видоизмениться, иначе она уйдет в небытие. Если ООН не станет частью борьбы с террором, Соединенным Штатам не следует в ней оставаться.