Спустя сто лет после начала русско-японской войны, первого крупного вооруженного столкновения в веренице конфликтов между тихоокеанскими державами, два вечных противника теперь, похоже, начинают эру реального экономического сотрудничества. В прошлом году двусторонний товарооборот увеличился почти на четверть. Впервые японские энергетические компании импортировали российскую нефть и обещали начать закупки российского природного газа. За минувшие полтора года увеличился также объем нефтегазовых инвестиций Японии: за этот период объем прямых японских инвестиций в Россию удвоился, достигнув примерно 1 млрд. долларов.
Японская Mitsui & Company владеет 25% акций группы Sakhalin Energy Investment Company, которую возглавляет The Royal Dutch/Shell. Другая японская компания - Mitsubishi Corporation контролирует 20% акций группы Sakhalin Energy Investment Company, прошлой весной она приняла решение инвестировать 9 млрд. долларов на реализацию второй фазы сахалинского проекта. Япония и Китай ведут такое ожесточенное соперничество за маршрут будущего трубопровода для сибирских месторождений нефти, что в этом месяце Китай заморозил действие подписанного 30 лет назад соглашения о поставках китайской нефти в Японию.
«Мы действительно приближаемся к поворотному моменту в будущем японско-российских экономических отношений, - заявил Такехиро Того, бывший японский посол в Москве, а ныне советник российских проектов компании Mitsui. - К 2006 году из Сахалина в Японию будет поставляться много природного газа». Такехиро Того предсказал, что в ходе второго президентского срока Владимира Путина японские компании будут инвестировать средства в автоиндустрию и химическую промышленность России.
В прошлом месяце в Токио в поисках новых инвестиций прибыли российские официальные лица. «Мы нуждаемся в помощи для создания в Восточной Сибири и Дальнем Востоке инфраструктуры с целью экспорта нефти», - заявил 16 декабря премьер-министр России Михаил Касьянов, который встречался с представителями деловых кругов Японии. После подписания соглашения о создании Российско-японской организации по содействию торговле и инвестициям Касьянов совершил визит в индустриальный центр Японии - Кансай, где призвал руководителей японских компаний активно инвестировать в российский энергетический сектор. «Мы можем самостоятельно разрабатывать природные ресурсы Восточной Сибири, но темп разработки ускорится, если будут осуществлены иностранные инвестиции», - заявил Касьянов.
Япония заинтересована в импорте сибирской нефти, а Россия нуждается в японских инвестициях. Однако за взаимным интересом России и Японии к экономическому сотрудничеству просматриваются и чисто политические интересы. Обе страны стремятся сдержать растущее влияние Китая. «Японцы не собираются вновь нападать на Россию», - заявил британский нефтяной аналитик в Москве. - Население Японии стареет, а на Дальнем Востоке уменьшается численность населения России. При этом число китайцев растет».
Но последствия войн ХХ столетия все еще ограничивают торговлю и инвестиции. До сих пор между Россией и Японией отсутствует мирный договор, в значительной степени из-за спора по вопросу о принадлежности четырех островов Курильской гряды, которые Сталин оккупировал после капитуляции Японии в 1945 году. В течение многих десятилетий территориальный спор сдерживал экономические связи между двумя соседями. В 2003 году объем товарооборота между двумя странами достиг лишь примерно 5,5 млрд. долларов, в то время как в прошлом году объем торговли Японии с Южной Кореей достиг 60 млрд. долларов, а с Китаем - 134 млрд. долларов. Япония в основном экспортирует в Россию оборудование и подержанные автомобили.
В последнее время стремление обеих сторон к сотрудничеству в нефтегазовой сфере отодвинуло территориальный спор на второй план. «Вопрос об островах не должен препятствовать экономическим отношениям, - считает российский эксперт в сфере энергоресурсов Филипп Воробьев. - У Японии есть территориальные споры с Южной Кореей, но при этом там не возникает никаких экономических проблем. Япония также спорит по поводу территорий с Китаем, но и там нет никаких экономических проблем».
18 декабря на пресс-конференции в Токио губернатор Приморья Сергей Дарькин заявил по итогам четырехдневного визита Касьянова в Японию, что «атмосфера стала намного более дружелюбной». Дарькин и другие политические лидеры Дальнего Востока России открыто поддержали японскую инициативу по строительству нефтепровода стоимостью в 5,8 млрд. долларов, по которому планируется транспортировать нефть Восточной Сибири до Японского моря.
В мае прошлого года японские компании Tokyo Gas Company и Tokyo Electric Power Company подписали долгосрочные контракты по закупке российского природного газа. В сентябре японское правительство обещало выделить 5 млрд. долларов в случае начала строительства трубопровода, а также 2 млрд. долларов - на разработку месторождений нефти в Восточной Сибири. «Реальное значение событий нескольких прошлых месяцев состоит в том, что Япония решила закупать природный газ в России, - заявил Джек Кинг, вице-президент компании Exxon Neftegas Ltd., которая участвует в сахалинском проекте. - До этого многие думали, что на нашем веку этого не произойдет. Это существенное изменение в геополитике Северо-Восточной Азии».
Несмотря на успех российских националистов на выборах в Госдуму 7 декабря, российские официальные лица, посетившие Японию через неделю после выборов, подчеркнули, что Россия по-прежнему заинтересована в японских инвестициях в нефтегазовый сектор Восточной Сибири. На пресс-конференции в Токио в декабре Дарькин уверенно предсказал, что президент Путин сделает выбор в пользу маршрута трубопровода через Приморье к Японскому морю. Представитель японской Sumitomo Corporation заявил, что эта компания готова участвовать в проекте строительства трубопровода. «К сожалению, Япония - очень осторожный игрок на рынках с высоким риском, - заявил Вячеслав Андреев, глава комитета экономического развития Приморья. - В Приморье пока очень немного японских проектов».
Профессор международного права в Токио Такео Игучи говорит: «Японские бизнесмены часто чувствуют себя непринужденно в общении с китайцами: схожие характеры, схожая раса. Но им трудно работать с русскими». Чтобы помочь преодолеть взаимное недоверие к судебной системе, Российско-японская организация по содействию торговле и инвестициям создаст арбитражный механизм. Японские деловые люди, работающие на российском Дальнем Востоке, могут также использовать в своих интересах консульскую сеть Японии, созданную в постсоветскую эру. Однако до сих пор нет никаких регулярных авиарейсов между Токио и российскими городами Дальнего Востока.
Тем не менее, ситуация может измениться в случае, если японские нефтяные компании начнут масштабную разработку нефтегазовых месторождений нефти и газа в Восточной Сибири, а также в случае начала строительства трубопровода к Японскому морю. «Строительство этого трубопровода позволит России экспортировать нефть не только в Японию, но и Корею, Юго-Восточную Азию и даже западное побережье США», - говорит Тойохизса Кохзуки, директор департамента по России в МИД Японии.