В ночь с пятницы на субботу две российские нефтяные компании "Итера" и "Транснафта" реализовали свою угрозу, сократив на треть поставки природного газа в Белоруссию. Сам газовый монополист "Газпром" больше не поставляет газ в Белоруссию с начала января, после того, как концерн осенью прошлого года снял с себя это обязательство. В январе два независимых поставщика прикрыли возникшую брешь в снабжении, но потребовали вместо 30 долларов США за 1 000 куб. м. газа - это внутрироссийская цена, по которой осуществлял поставки газа "Газпром", - 46 долларов США. В связи с тем, что Белоруссия, очевидно, выполняла свои обязательства по оплате полученной продукции не полностью, независимые поставщики пригрозили полным прекращением поставок. Тем временем, Белоруссия, как говорят, настаивала на том, что у "Газпрома" остаются долги и осуществляла забор газа из транзитных газопроводов, проходящих по ее территории и ведущих в Германию.
Какую роль играет в споре вокруг природного газа и в целом в российском бизнесе, связанном с природным газом, политика, свидетельствует тот факт, что обе компании снова начали поставки после того, как президент России Путин дважды лично созванивался со своим белорусским коллегой. До конца января в Москве должны пройти переговоры, на которых будет решено, как быть дальше. Россия до сих пор кредитовала Белоруссию, продавая ей газ по внутрироссийским ценам. Выгадывал от этого в первую очередь режим Лукашенко, контролирующий вопросы снабжения газом и использовавший, по данным российской стороны, низкие цены на газ для получения большой маржи, продавая его по более высоким ценам конечным потребителям. Если Белоруссии пришлось бы платить за газ столько же, что и Украина (50 долларов США), это привело бы к тому, что государственный поставщик природного газа был бы вынужден выкладывать дополнительно 200 млн. долларов США, что соответствовало бы 5% всего государственного бюджета.
В демонстрации силы со стороны России нельзя видеть лишь одно стремление добиться выгодной цены для поставщиков природного газа. В большей мере Кремль раздражен тем, что непредсказуемый Лукашенко отказывается от уже давно обещанного введения единой валюты. Во-вторых, становится все очевиднее, что Россия рассматривает контроль над поставками природного газа в качестве главного стратегического инструмента для сохранения своего политического влияния в странах, которые прежде входили в состав Советского Союза. Белоруссия на сегодняшний день, несмотря на переговоры, продолжающиеся не один год, и многочисленные заверения, противится предоставлению полугосударственному концерну "Газпром" паритетной доли в капитале компании "Белтрансгаз", занимающейся поставками газа в Белоруссии. То, что дело, несмотря на это, не дошло до полной газовой блокады, связано, видимо, с тем, что российские компании используют Белоруссию в качестве транзитной страны для поставок в Западную Европу. Однако последние события подталкивают обе "братские страны" на грань торговой войны.