В то время, как российский министр финансов Алексей Кудрин давал в Давосе званый ужин под лозунгом «Россия - что дальше?», прокуратура дома, в Москве, уже знала ответ на этот ключевой вопрос. Следователи усилили давление на ЮКОС - самый крупный нефтяной концерн страны. Голиаф, насколько это становится понятным, должен стать наглядным примером для других.
Два крупных акционера ЮКОСа Платон Лебедев и Михаил Ходорковский уже не один месяц находятся под арестом. Их партнеры по бизнесу Владимир Дубов, Михаил Брудно и Леонид Невзлин объявлены, согласно сообщению информационного агентства «Интерфакс», в розыск. Между тем, арестовать Невзлина нелегко. Он находится в Тель-Авиве и является гражданином Израиля.
Тем временем, впервые за решеткой оказался директор дочерней компании ЮКОСа. Рафаэля Зайнуллина, директора нефтеперерабатывающего завода в Самаре, обвиняют в уклонении от уплаты налогов в больших размерах. Ждет приговора также Василий Шахновский, бывший глава компании «ЮКОС-Москва».
Если первоначально прокуратура была озабочена проблемой якобы незаконной приватизации комбината по производству минеральных удобрений «Апатит», который входит в империю основного акционера ЮКОСа Ходорковского, то теперь под обстрелом оказался сам ЮКОС.
При этом история имеет странные плоды. Так, Кремль заставил Российский государственный гуманитарный университет отказаться от 100 млн. долларов США, которые выделил испытывающей нужду науке нефтяной концерн.
Что касается ЮКОСа, то теперь следователи концентрируют свое внимание на вопросе, были ли налоговые махинации нефтяного концерна хитрым ходом или же просто незаконными действиями. В одном случае заключались договоры о предоставлении консалтинговых услуг, в другом, в качестве надежного пристанища появляются налоговые оазисы, такие, как Гибралтар и сибирский городок под названием Лесное. Действительно, эти запутанные методы минимизации налогов с помощью оффшорных зон, используемые, впрочем, и всеми другими российскими крупными концернами, долгое время считались органами власти законными. Нарушений в ходе проверки уплаты налогов в прошлом выявлено не было.
То, что за историей с ЮКОСом стоит в качестве движущей силы президент Владимир Путин, считается в России, где органы правосудия являются независимыми только на бумаге, очевидным. Джон Шлезингер (John Schlesinger), один из грандов американской политики и советник президента США Джорджа Буша (George Bush), сказал после поездки в Россию корреспонденту московской газеты "Gazeta" следующее: «В связи с арестом Ходорковского над инвестиционными проектами в России появилось облачко неясности».
Между тем, в России все большую остроту приобретает дискуссия по вопросу перераспределения собственности. При этом требования, в зависимости от политической окраски выступающих, - самые разные, начиная от национализации всех полезных ископаемых и кончая громадным повышением налогов в нефтяном секторе. Этому решению отдает предпочтение Министерство экономического развития. Не может быть так, таков лейтмотив дискуссии, чтобы выгоду от высокой цены на нефть получали только нефтяные концерны. В прошлом году нефть - Россия является лидером по ее добыче - принесла государственному бюджету 26 млрд. долларов США.