Марк Кац - профессор государственного права и политики в Университете Джорджа Мейсона (George Mason University), Фэйрфакс, штат Вирджиния
Несмотря на все нынешние проблемы России, многие российские официальные лица и эксперты выражают твердую уверенность в том, что когда-либо их страна вновь станет великой державой. Эта убежденность основывается на том мнении, что раз страна в прошлом переживала периоды чрезвычайной слабости и подобно птице-фениксу возрождалась из пепла, то она сможет проделать это и вновь. Однако существуют серьезные основания сомневаться в способности страны совершить подобный подвиг.
Три наиболее ярких случая, когда Россия, казалось, находилась на грани краха, однако затем вновь утверждала себя в качестве великой державы, имели место во время войны с Наполеоном, в ходе первой мировой войны и второй мировой войны. В этих случаях России помогло то, что ее главные враги (Франция в первом случае, и Германия в ходе второй мировой войны) задействовали свои силы на большом количестве фронтов, и что России помогали многие другие страны.
Многие россияне, которые считают Соединенные Штаты основным оппонентом Москвы, проводят аналогию между теми прошлыми событиями и нынешним временем. Хотя Россия очень сильно ослабла после краха коммунизма и распада Советского Союза, Соединенные Штаты сейчас вынуждены действовать в Афганистане и Ираке. Более того, русские видят, что многие другие страны стремятся покончить с гегемонией Америки.
Однако, эта аналогия неверна. Для начала - совершенно неясно, действительно ли силы Америки распылены. Военное вторжение администрации Буша (Bush) в Афганистан и Ирак трудно сравнить с попытками Наполеона, Кайзера и Гитлера завоевать всю Европу и даже больше.
Однако даже если США действительно распылили свои силы и будут вынуждены уйти из Афганистана и Ирака, и отказаться от роли единственной сверхдержавы, неизвестно, выиграет ли от этого Россия. Предыдущие переходы России от краха к восстановлению облегчались тем, что в те периоды ее соседи - Европа, мусульманский мир и Китай - были слабы из-за войн или других факторов.
Сейчас ситуация совершенно иная. Европа сильна и едина. Китай не менее силен, и становится еще крепче. А мусульманский мир, хотя и не обладает мощью, несомненно, испытывает рост. Даже если влияние США ослабнет, у России просто не будет возможности, как в прошлом, установить свое влияние в Европе, Китае или даже в мусульманском мире.
Тем не менее, многие россияне сосредоточены на восстановлении влияния Москвы в бывших советских республиках. Они сильно возмущены беспрецедентным военным присутствием США на Кавказе и в Средней Азии. Однако вывод американских солдат с этих территорий не пойдет на пользу России. Неспособность Москвы на протяжении многих лет нанести поражение чеченским боевикам позволяет предположить, что она так же не сможет самостоятельно сдержать возрождающийся на Кавказе и в средней Азии исламизм. Более того, неясно, можно ли будет этого добиться даже при присутствии в регионе американских войск.
Точно также, Россия самостоятельно вряд ли сможет сдержать растущее влияние Китая на Дальнем Востоке. И, принимая во внимание большую вероятность того, что Европа скорее всего продолжит политику невмешательства, сомнительно, что Россия может рассчитывать на союзников в ее противостоянии с Китаем, с мусульманской угрозой с юга, или с обеими этими силами.
Если США не смогут или не захотят вести себя как сверхдержава, это приведет не к усилению России, а к ее дальнейшему ослаблению. Поскольку если Соединенные Штаты не смогут или не захотят помочь Москве бороться со стоящими перед ней угрозами, то и Европа или другие страны тоже не смогут или не захотят это сделать. Перед Россией сейчас стоит выбор: либо стать младшим партнером США, либо слабой, изолированной страной, находящейся перед лицом угроз, с которыми она не может справиться. Россия в этот раз не сможет возродиться, как феникс.