Нигде разногласия не проявляются в столь драматической форме, как в вопросе, касающегося Грузии. Уже через день после приведения к присяге нового президента Михаила Саакашвили и 76-летия его свергнутого предшественника Эдуарда Шеварднадзе Вашингтон стал настаивать на ускорении реформ в небольшой кавказской республике. Москва, напротив, целенаправленно жмет на тормоза.
Гость Пауэлл начинает узнавать, что означает выросшее понимание Москвой своей силы. На вопрос относительно вывода российских военных баз из Грузии министр обороны Сергей Иванов коротко заметил, что речь может идти о сроках не ранее 2015 года. В случае необходимости можно было бы вести разговор о выделении 500 млн. долларов США в качестве компенсации со стороны Грузии, высказал на прошлой неделе точку зрения посол США Александр Вершбоу (Alexander Wershbow). Но только в том случае, если русские действительно выведут свои войска.
Однако остаются сомнения, сможет ли Колин Пауэлл как-то сдвинуть проблему военных баз с мертвой точки. США тогда бы слишком бесцеремонно воспользовались временной слабостью Кремля, говорят в Москве.
Сразу после распада СССР в 1991 году многие гарнизоны, располагавшиеся за рубежом, были в силу сложившейся ситуации расформированы. В 1994 году у России было 28 баз в Молдавии, Армении, Казахстане, Таджикистане, в Крыму и в Грузии. С той поры остались 25, все в целом в запущенном состоянии.
США, в свою очередь, содержат постоянно по всему миру более 700 военных баз. И специально - в бывших советских республиках, то есть в особо важных для России регионах "ближнего зарубежья". С 2001 года в Киргизии, например, дислоцируются 1500 джи-ай и 30 самолетов, в том числе боевые машины. В 2003 году Вашингтон выделил только на содержание этой базы 36 млн. долларов США.
В Узбекистане тоже ведется расширение двух гарнизонов США. Таджикистан, Казахстан, Туркменистан - постоянный доступ к многообещающим источникам энергоносителей на Каспийском море означает неизбежную "экспансию" в интересах безопасности Вашингтона. Грузия с точки зрения российских перспектив является стратегически важной "картой" в силовой игре Пентагона. Как говорят, министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) совсем не случайно одним из первых нанес визит новому руководству в Тбилиси. Объектом его первой словесной атаки стали российские военные гарнизоны.
Пауэлл, вероятно, подтверждает в Москве то, что США не намерены дислоцировать свои войска в Грузии. "Миссия военных инструкторов подходит к завершению". Однако с точки зрения Москвы их пребыванию на неопределенный срок служит строительство военных баз США.
Уже из одного самоуважения Кремль настаивает поэтому на том, чтобы в Грузии оставались обе базы. 12-я мотострелковая дивизия России находится в Батуми, 62-я дивизия - в Ахалкалаки.
Базы в Ахалкалаки и в Батуми, как и открытая Путиным в октябре военно-воздушная база в киргизском Канте, считаются зародышем новой мощи России. Ее Черноморский флот будет оставаться в украинском Севастополе, по меньшей мере, до 2017 года. Тирасполь в Молдавии, вопреки обещанию бывшего главы Кремля Бориса Ельцина, данному ОБСЕ, должен стать официальной военной базой. 2 500 военнослужащих обеспечивают противовоздушную оборону в армянском населенном пункте Гюмри.